Русалки – какими водных дев представляли славяне?

Сказания

В славянской мифологии немало всевозможных демонических персонажей, но, пожалуй, самыми известными остаются русалки. Представление о водных девах существовало у самых разных народов, но в славянской интерпретации русалки приобретают некую особенную загадочность и даже трагизм.

Кроме того, далеко не все знают, что у наших предков эти существа связывались не только с водой, но и с полями, лугами и даже лесами. Это могущественный дух, что находится на грани миров и может управлять стихиями. Чего же ждать человеку от русалок? В какой день эти существа отмечали свой главный праздник? И что ещё рассказывают славянские поверья о девах воды?

Тайны названия

Учёные до сих пор не могут выдвинуть единую версию о происхождении названия “русалка”. Она из самых распространённых гипотез указывает на праздник Розалий, что отмечался ещё в античные времена. Он предполагал поднесение букетов роз в память о безвременно умерших.

Чаще всего Розалии совершались в честь юных девушек и детей. Причём у славян появилось своё празднество – Русалии. Некоторые историки считают, что именовать русалок стали в связи словами “русло” или “роса”, что указывает на их принадлежность к водной стихии.

Витольд Прушковский «Русалки», 1877 год Местонахождение: Национальный музей Кракова, Польша
Витольд Прушковский «Русалки», 1877 год
Местонахождение: Национальный музей Кракова, Польша

Облик русалки

Славянский образ русалки является самобытным и сложным. Сложился он ещё в далёкой древности. Славяне рассказывали, что в русалок превращаются умершие в младенчестве некрещённые дети или совсем молодые девушки.

Нередко в поверьях говорится о том, что русалками становились девушки, утопившиеся из-за неразделённой любви. Кроме того, все дети, ушедшие из жизни в период Русальной недели, становились обитателями рек и озёр.

 Андрей Шишкин «Русалки», 2015 год
Андрей Шишкин «Русалки», 2015 год

В разных регионах русалок описывали со своими особенностями. Однозначного “портрета” этих существ нет. Чаще всего людям русалки показывались в виде юных стройных девушек с длинными волосами.

Нередко локоны доходили до самых пят и имели зеленоватый оттенок. Русалки никогда не плели косы, а всегда ходили с распущенными волосами. впрочем, украшением для них служили речные и полевые цветы, всевозможные травы и венки из них.

Сергей Петрович Панасенко «Русалка», 1992 год
Сергей Петрович Панасенко «Русалка», 1992 год

Места обитания

Где же жили русалки? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден, ведь водные девы ассоциируются лишь с одной определённой стихией, но не всё так просто. Поверья о русалках были распространены по всей Руси – как в лесных регионах, изобилующими реками и природными водоёмами, так и в засушливых южных степях.

В украинских преданиях рассказывается о русалках полевых (их ещё называли полудницами) и лесных (иногда их именуют фараонками). Впрочем, и типичные водные русалки могли по собственному желанию выйти из своей подводной обители. Люди рассказывали, что по ночам у реки русалки любят сидеть на берегу и расчёсывать волосы.

Их гребни были изготовлены из рыбьей кости. В Читинской области местный фольклор сохранил историю о том, как местная женщина нашла на берегу подобный гребешок. Вещь понравилась ей, и она присвоила её себе. С той поры русалка стала каждую ночь стучать в окна и царапать двери женщины, требуя вернуть гребень. Конечно, та отнесла гребешок обратно к реке, после чего русалка прекратила свои проделки.

Полещуки верили, что постоянным местом обитания русалок является не вода, а “зона смерти” – кладбища, различные места захоронений. А вот известные на южнорусских земля полевые русалки временно проживали на полях.

Народ считал, что по весне они выходят из водоёмов и отправляются на луга, где прячутся в высокой траве. По осени вместе с природой начинает увядать красота полевой русалки, а к зиме она вынуждена вернуться к воде, чтобы уснуть до новой весны.

Иван Яковлевич Билибин «Русалка в традиционном славянском представлении» 1934 год
Иван Яковлевич Билибин «Русалка в традиционном славянском представлении» 1934 год

Характер русалок

Чего же стоило ожидать человеку от встреч с русалками? В большинстве легенд эти существа описываются как опасные и злые, обиженные на людей загубленные души. Молодых парней водные девы нередко увлекают с собой, уводят на глубину, после чего топят.

Это агрессивные создания, что действительно ненавидят людей. В белорусских преданиях говорится, будто русалкам нравится по ночам бегать обнажёнными и кривляться. Человек, что застанет их за этой забавой, сам перенимает подобную привычку.

Иван Дженеев «Водные глубины. Омут», 1907 год
Иван Дженеев «Водные глубины. Омут», 1907 год

Если же путнику доводилось повстречать русалку, нельзя было смотреть ей в глаза (иначе приворожит). Лучше всего опустить взгляд в землю и произнести соответствующий заговор.

Фольклористами со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна записан заговор от русалок:

“Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись”.

Также верили, что остановить от приставаний русалки человека может нательный крест, что нужно носить не снимая. Если же подобный атрибут не останавливал водную деву, её нужно было уколоть булавкой.

Впрочем, русалки могли демонстрировать и благородные черты своего характера. К примеру, они весьма снисходительно относились к маленьким детям, заблудившимся в лесу. Малышам русалки нередко указывали выход из леса, тем самым спасая им жизнь. В некоторых легендах рассказывается о том, что и русалки могли испытывать чувство привязанности или даже любви к человеку.

Михаил Алексеевич Калинин «Ночь Ивана Купалы»
Михаил Алексеевич Калинин «Ночь Ивана Купалы»

Праздниками, когда русалки устраивали особый разгул и обретали наибольшую силу, считались Русальная неделя и Ивана Купала. Согласно поверьям, в этот период они могут бегать по полям или качаться на берёзовых ветвях, очаровывать и щекотать путников. Чтобы благополучно пережить Русалии, народ устраивал “проводы русалок”, предлагая тем готовиться к грядущей зиме и заставляя забыть свои забавы.

На обложке: Иван Николаевич Крамской «Русалки»,1871 год / Третьяковская галерея, Москва

МУСАГЕТ
Добавить комментарий