«Повесть о двух братьях» – что открывает сказка древних египтян?

Сказания

Мы привыкли считать. что главными памятниками культуры Древнего Египта являются всевозможные произведения искусства и, конечно, мифы. Но далеко не последнее место в этом древнейшем фольклоре занимали сказки. Одним из самых популярных преданий стала «Повесть о двух братьях». Как считают исследователи, она была сложена в пору правления фараона Сети II. 

Как в любом предании здесь есть место поучительным выводам, волшебным элементам и открытию особенных аспектов древнеегипетской культуры. Сегодня папирус с «Повестью о двух братьях» хранится в Британском музее, считаясь величайшей ценностью культуры далёкого прошлого. Что же рассказывает нам эта история?

Начало истории

Как считают историки, папирус Д’Орбини, на котором написан текст «Повести о двух братьях», был создан в конце правления XIX династии фараонов Древнего Египта. Если говорить простым языком, то появилась сказка приблизительно в 1200-1194 годы до нашей эры.

Предположительно автором её был писец Энанна. Сегодня сложно представить, насколько огромное количество лет отделяет нас от той поры, когда люди пересказывали друг другу это предание. Именно поэтому «Повесть о двух братьях» продолжает вызывать жгучий интерес. Согласитесь, весьма любопытно узнать, какие сказки рассказывали древние египтяне.

Итак, история, написанная на папирусе, начинается с того, что знакомит нас с главными героями – двумя братьями. Старшего звали Анупу, младшего – Бата. Надо сказать, что старший брат искренне любил брата, он заменил ему отца (который, вероятно, на момент развития действия умер). 

Младший же был прекрасным пастухом. Вместе с Анупу Бата часто пас коров, причём животные не стеснялись даже разговаривать с молодым пастухом. Бата нередко спрашивал у коров, где те желают пастись, и они сами выбирали наиболее плодородные долины с вкусной травой.

В прадавние времена в Египте жили два брата - старший Анупу и младший Бата Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты, Москва», 1967 год
В прадавние времена в Египте жили два брата – старший Анупу и младший Бата
Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты, Москва», 1967 год

Обман и погоня

В самый обыкновенный день, когда братья пасли скот, Анупу устал от зноя и отправил младшего брата в селение за водой. Бата пришёл в дом брата и попросил его жену принести воды. Однако женщина захотела соблазнить своего родственника. Бата был возмущён – он отверг жену Анупу, призвав её вести себя приличествующим образом. Когда женщина разрыдалась и принялась умолять его ничего не сообщать брату, Бата согласился. Наступил вечер, братья вернулись домой. 

Однако расчётливая супруга рассказала Анупу, будто его брат желал соблазнить её, но она произойти грехопадению не позволила. Разъярённый супруг схватил нож и отправился к своему младшему брату, который любил спать в хлеву, проводя вечера рядом со своими коровами. Когда Анупу подошёл к двери хлева и затаился, одна из коров предупредила Бату, что его старший брат немерен совершить убийство. Бата всё понял, когда опустился на пол и увидел перед дверью хлева ноги Анупу. Он сумел бежать через запасной выход. 

Оклеветанный Бата молился всем богам, чтобы те его спасли. За ним же долго гнался его старший брат, сжимающий в руке нож. Когда у младшего из братьев силы уже были на исходе, бог Ра смилостивился и создал озеро, которое оказалось точно между преследуемым и преследователем. 

Воды его были полны крокодилами, а потому переплыть озеро не представлялось возможным. Лишь теперь младший брат получил возможность высказать свою версию событий. Он крикнул брату, который находился на другом берегу, что не виновен, а жена Анупу лишь оболгала его. В подтверждение своих слов Бата схватил острый нож для резки тростника и отсёк свои гениталии, после чего бросил их в воду.

Кроме того, младший брат заявил, что отправляется в Долину Кедра, где поместит своё сердце на вершину одного из деревьев. Когда младший брат умрёт, Анупу узнает об этом через пролившееся через сосуд вино. Но если сердце Баты опустить в воду, он снова станет живым. После этого братья расстались.

Бог Ра создал озеро, которое оказалось между Батой и Анупу Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты», Москва, 1967 год
Бог Ра создал озеро, которое оказалось между Батой и Анупу
Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты», Москва, 1967 год

Фараон и возрождение брата

Когда жена Анупу вышла на прогулку, её волосы зацепились за ветвь кедра. Небольшая прядка оказалась вырванной, но женщина не заметила этого. Ветер подхватил волосы, уронил их в воду, после чего река вынесла прядь на землях, принадлежащих фараону. Когда правитель приказал жрецам, узнать, чьи это волосы, те сообщили, что эта женщина «хранит память каждого из богов». Отыскав супругу Анупу, фараон сделал ту своей наложницей. 

Когда кедр, на котором хранилось сердце Баты, был срублен, из принесенного Анупу кувшина пролилось вино. Старший брат понял, что Бата умер. Он отправился на поиски его сердца. Когда же Анупу нашёл его, он поместил сердце в чистую воду. Из него появился бык, которого принесли в жертву богу Ра. 

Но несколько капель крови быка упали на землю. Из них выросли деревья персеи. Несколько семян деревьев подхватил ветер, и их случайно вдохнула наложница фараона. Так вышло, что прежняя жена Анупу родила сына, которым на самом деле оказался возрождённый Бата. Именно он стал следующим правителем Древнего Египта. Он помирился с братом, который в дальнейшем стал его соправителем.

Бата стал правителем Древнего Египта и помирился со старшим братом Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты», Москва, 1967 год
Бата стал правителем Древнего Египта и помирился со старшим братом
Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты», Москва, 1967 год

Согласитесь, «Повесть о двух братьях» выглядит весьма мудрёной историей, однако трактовать её вовсе не сложно. Как считают исследователи, речь в ней может идти о реальных событиях, развернувшихся на территории Египта. Здесь, конечно, имеются в виду не чудеса в виду внезапно образовавшегося озера, а иные вещи. Не исключено, что речь идёт о периоде, когда наследники фараона не могли прийти к согласию, а потому в Верхнем Египте правил один царь, а в Нижнем – другой.

На обложке: Иллюстрация Н.Кочергина из книги Р. И. Рубинштейн «Чудесные превращения Баты», Москва, 1967 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий