Мёд поэзии – волшебный напиток, подаренный богами

Сказания

Во все времена произведения искусства и талант мастеров вызывали восхищение людей – и пусть вкусы менялись, чувство некоего «земного волшебства» всё равно оставалось. Вероятно, именно поэтому в Скандинавии много столетий тому назад появились предания о Мёде поэзии. Скандинавы с особым уважением относились к мастерству скальдов (сказителей) и певцов.

Их почитали практически наравне с правителями, поскольку верили: талант этих людей – это дар богов, который важно сохранять, развивать и, конечно, дарить другим. Скандинавские скальды почитали бога Браги, который, согласно мифам, и был тем самым дарителем Мёда поэзии. Чудесный напиток мечтал испить каждый творец, но доставался он лишь избранным. Чем же был Мёд поэзии? И что он дарил людям?

Создание Мёда поэзии

Мёд поэзии считался напитком скальдов, поэтов и сказителей. Он даровал им вдохновение, талант и искусство касаться душ людей одними своими словами. Этот эликсир был слишком драгоценным, чтобы угощать им каждого, хотя многие мечтали хотя бы об одном глотке Мёда поэзии. Хранителем его был бог Браги, покровитель красноречия, поэтов, музыкантов и певцов. Но я начну свой рассказ с самого начала. А именно – с истории появления эликсира.

История создания Мёда поэзии рассказывается нам в старинном тексте «Младшей Эдды». История эта подаётся как рассказ бога Браги. Когда великан Скальд задал ему вопрос: «Как появилось искусство поэзии?», бог поведал ему старинную легенду. Согласно ей, в древнейшие времена произошла война между богами и демоническими силами. После заключения мира боги – в знак своего триумфа – смешали священную слюну с водой, после чего превратили вещество в доброго человека по имени Квасир. Он был очень мудрым, все боги поведали Квасиру все свои тайны.

Из его крови они смогли приготовить три чудодейственных зелья – Одрёрир («приводящий дух в движение»), Сон («кровь») и Мёд поэзии. Однако два злых карлика (цверга) решили заполучить власть над миром. Они заманили Квасира в свою пещеру, где убили мудреца. В тексте «Языка поэзии» говорится:

“Медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Богам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость”.
Квасир, Иллюстрация к «Младшей Эдде», 1760 год
Квасир, Иллюстрация к «Младшей Эдде», 1760 год

Напиток у Одина

Во время одной из своих разбойничьих вылазок цверги убили могущественного великана и его жену. Узнав об этом, карликов поймал Суттунг, сын убитого. Понимая, что они не смогут противостоять огромному силачу, цверги предложили ему свои дары. Суттунг согласился помиловать их, однако забрал себе Мёд поэзии.

Неизвестно, знал ли Один о прекрасном напитке прежде, но во время своего путешествия по владениям Суттунга он решил похитить эликсир. Вероятно, именно тогда верховный скандинавский бог проведал о Мёде поэзии и его волшебных свойствах.

Обратившись в орла, Один похитил напиток у великана (есть также иная версия о том, что бог убил Суттунга). Вместе с эликсиром небожитель поднялся в своё царство Асгард. Он знал, какие секреты таит в себе Мёд поэзии, а потому поручил беречь его своему сыну Браги. Покровитель искусств и поэзии обещал Одину хранить Мёд поэзии, раздавая его лишь самым достойным.

Один в образе орла выплевывает Мёд поэзии в несколько сосудов Иллюстрация Якоба Сигурессона, XVIII век
Один в образе орла выплевывает Мёд поэзии в несколько сосудов
Иллюстрация Якоба Сигурессона, XVIII век

Свойства Мёда поэзии

Мёд поэзии стал главным напитком поэтов и сказителей. Легенда о нём рассказывает, что, взлетая к своему небесному царству, Один пролил немного эликсира. Именно он стал «пищей» бездарных поэтов. Тем же, кто наделён настоящим талантом, Браги даёт ежедневно испить чудесного напитка, чтобы способности человека раскрывались ещё более полно и ярко.

Удивительно, что скандинавы, которых мы привыкли представлять грозными воинами, действительно уделяли большое внимание поэтическому искусству. В том же «языке поэзии» (а это, к слову, часть старинного эпоса «Младшая Эдда») Браги рассказывает целую инструкцию для поэтов:

“Тогда Эгир сказал: «Сколько способов выражения знаете вы в поэзии? И что входит в поэтическое искусство?». Тогда молвил Браги: «Две стороны составляют всякое поэтическое искусство». Эгир спрашивает: «Какие?». Браги отвечает: «Язык и размер». «Какого рода язык пригоден для поэзии?». – «Поэтический язык создается трояким путем». – «Как?». – «Всякую вещь можно назвать своим именем. Второй вид поэтического выражения – это то, что зовется заменой имен. А третий вид называется кеннингом».
Скандинавский бог Браги / © Карл Вахлбом / hmong.ru
Скандинавский бог Браги / © Карл Вахлбом / hmong.ru

Особенности старинных преданий

Если говорить о мифе, посвящённом Мёду поэзии, то здесь можно заметить несколько интересных деталей. Главная из них – свойства самого эликсира. Обратите внимание: Один поручил Браги давать напиток лишь самым талантливым людям, при этом те, кому удалось схватить лишь пару капель падающего пролитого Мёда, остались бездарностями.

На что это указывает? Как мне кажется, это явная связь между употреблением Мёда поэзии и талантом. Выходит, скандинавы считали, что человек не может сам по себе стать способным к какому-либо виду искусства. Талант они воспринимали как высший дар богов. Несомненно, поэты вызывали в них восхищение, как люди, обладающие тайнами «высших сфер».

Талантливым людям Браги даёт ежедневно испить чудесного мёда, чтобы способности человека раскрывались ещё более полно и ярко / © ArtHouse Labs / behance.net
Талантливым людям Браги даёт ежедневно испить чудесного мёда, чтобы способности человека раскрывались ещё более полно и ярко / © ArtHouse Labs / behance.net

Мёд поэзии действительно удивительный вариант мифа об использовании чудесного вещества. Конечно, всем нам знакомы примеры применения подобных волшебных эликсиров (как те же «живая» и «мёртвая» вода в русских сказках), однако для скандинавов Мёд поэзии был особенным. Он воплощал таланты, которыми боги наделяли людей.

На обложке: Фрагмент картины Андрея Клименко «Мёд поэзии»

МУСАГЕТ
Добавить комментарий