Миниады – сёстры, наказанные за трудолюбие

Сказания

Наверное, во все времена народ считал, что рождение в царской семье уже само по себе является удачей, однако и история, и фольклор нередко опровергают это утверждение. Если говорить о древнегреческой мифологии, то здесь ярким примером тому выступают Миниады. Эти три царевны были дочерьми царя Миния. Казалось бы, девушки должны были стать настоящими счастливицами. 

Знатное происхождение, молодость и красота – всё это было у Миниад. Но на деле всё оказалось совершенно иначе. А самое интересное – Миниады были наказаны за собственную добропорядочность. Причём прогневался на них не кто иной, а сам бог Дионис. Впрочем, то, что девушки считали порядочностью, небожитель расценил как преступление. Что же открывает нам столь запутанная история Миниад?

Общие сведения

В далёком прошлом в небольшом греческом городе Орхомене правил царь Миний. У него были три дочери, собирательным именованием которых было определение Миниады. Впрочем, собственные имена у девушек также имелись. Правда, они несколько различаются в записях различных  античных авторов. Так, например, у Овидия вовсе приводится лишь два имени – Алкифоя и Левконоя. У ряда иных поэтов девушки называются Арсиппа, Левкиппа и Алкафея. 

Если судить по мифам, то у каждой из сестёр был ребёнок, однако о мужьях практически нет упоминаний. Не исключено, что царь Миний успешно выдал дочерей замуж, однако свободное время они всё равно предпочитали проводить вместе. С ранних лет царевны получили прекрасное воспитание, отличались усердием и добропорядочностью. Казалось бы, это были крайне положительные черты, которые должны были вызывать одобрение современников, но на деле всё оказалось иначе.

Антонио Фантуцци, Франческо Приматиччо «Дочери Миния», 1545 год Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Антонио Фантуцци, Франческо Приматиччо «Дочери Миния», 1545 год
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Трудолюбие как недостаток

Парадоксально, но древние авторы обвиняют Миниад в… трудолюбии. Да-да, именно так. Греческий поэт II века до нашей эры Никандр пишет в своей книге «Превращения»:

“У Миния, сына Орхомена, были дочери Левкиппа, Арсиппа и Алкафея, и оказались они неумеренно трудолюбивыми. Они очень сильно порицали других женщин за то, что те, покинув город, предаются в горах вакхическим неистовствам, пока Дионис, приняв вид девушки, не посоветовал им не пропускать празднеств или мистерий бога”.
Дионис решил лично убедить сестёр участвовать в празднестве Аннибале Карраччи «Дионис», около 1590-1591 годов Местонахождение: Дворец Каподимонте и Национальная галерея, Неаполь, Италия
Дионис решил лично убедить сестёр участвовать в празднестве
Аннибале Карраччи «Дионис», около 1590-1591 годов
Местонахождение: Дворец Каподимонте и Национальная галерея, Неаполь, Италия

Дионис и его наказание

В качестве небольшого отступления хочу отметить, что празднества в честь покровителя виноделия Диониса действительно напоминали оргии. Тем не менее, греки считали их священными – ещё бы, они ведь посвящались столь могущественному богу! Как вы уже поняли, Дионис решил сам «обратить к истине» Миниад. Он принял облик прекрасной девушки, которая стала убеждать сестёр отправиться с нею на празднество. 

Однако Миниады не желали оставлять домашние дела и ответили отказом. Конечно, такое поведение возмутило Диониса, расценившего действия Миниад как неуважение к себе. Однако он запасся терпением, а потому решил прибегнуть к иному варианту убеждения. На этот раз бог стал принимать различные облики. Он превращался и в быка, и в льва, однако Миниады оставались непреклонными. 

Когда же с их ткацких станков стали стекать капли мёда и нектара, женщины действительно не на шутку испугались. Надо признаться, меня эта часть легенды позабавила. Вероятно, сёстры были настолько увлечены работой, что преображения Диониса вовсе не заметили. Однако когда чудеса коснулись непосредственно их занятия, Миниады пришли в трепет.

Дионисийские мистерии, 70-50 годы до н.э. Местонахождение: Археологический парк, Вилла Мистерий, Помпеи, Италия
Дионисийские мистерии, 70-50 годы до н.э.
Местонахождение: Археологический парк, Вилла Мистерий, Помпеи, Италия

Ужасы и преображения

Но если первая часть предания кажется даже по-своему забавной, то вторая больше напоминает трагедию с элементами триллера. Придя в ужас от происходящего, Миниады решили, что необходимо принести жертву Дионису. Они бросили жребий, и выбор пал на сына Левкиппы. Кошмарно это осознавать, но родная мать вместе со своими сёстрами растерзала юношу.

Считая, что их главным преступлением стал отказ от вакханалий, а не убийство человека, Миниады отправились в горы, где стали самыми неистовыми участницами празднеств в честь Диониса. В качестве косвенного оправдания некоторые авторы отмечают, что бог виноделия лишил разума сестёр, из-за чего те стали совершать бесчинства. Клавдий Эллин в своих «Пёстрых рассказах» так описывает историю Миниад:

“Я слы­шал, что вак­хи­че­ское бешен­ство обу­я­ло неко­гда лакеде­мо­ня­нок и житель­ниц Хиоса, а в каком неистов­стве бес­но­ва­лись бео­ти­ян­ки, крас­но­ре­чи­во пока­зы­ва­ет тра­гедия. Един­ст­вен­ные, кто, гово­рят, остал­ся в сто­роне от этих вак­хи­че­ских пля­сок, были доче­ри Миния Лев­кип­па, Арсип­па и Алки­тоя. При­чи­ной тому была их при­вя­зан­ность к мужьям, из-за кото­рой они не ста­ли мена­да­ми… Отсюда и беда, стряс­ша­я­ся не на Кифе­роне, но не менее страш­ная, чем кифе­рон­ская, – обе­зу­мев­шие доче­ри Миния, слов­но моло­до­го оле­ня, рас­тер­за­ли сына Лев­кип­пы, совсем еще маль­чи­ка, а затем устре­ми­лись к мена­дам. Те же ста­ли пре­сле­до­вать их за совер­шен­ное пре­ступ­ле­ние, и жен­щи­ны во вре­мя пого­ни пре­вра­ти­лись в птиц: одна – в воро­ну, дру­гая – в нето­пы­ря, третья – в сову”.
За своё преступление Миниады были наказаны Иллюстрация к книге Г.П.Шалаевой «Мифы Древней Греции», 2009 год
За своё преступление Миниады были наказаны
Иллюстрация к книге Г.П.Шалаевой «Мифы Древней Греции», 2009 год

Мне всегда особенно интересными кажутся легенды, связанные с превращениями и преображениями – они позволяют нам понять, какие взгляды были у древних народов на происхождение определённых растений или животных. В случае с Миниадами всё именно так. В качестве наказания за свою провинность перед богом, за своё злодеяние они были обращены в летучую мышь, ворону и сову. К этим животным отношение часто было неоднозначным – их отождествляли с тёмными силами или ночным временем суток.

На обложке: Фрагмент картины Эвелин де Морган «Буря духов», 1900 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий