«Махабхарата» – сказание о великой битве на заре времён

Сказания

Одним из крупнейших древних литературных произведений, истинным национальным достоянием Индии является «Махабхарата». Кажется, нет человека, который хотя бы однажды не слышал название этого эпоса. Но о чём в нём идёт речь? На этот вопрос ответят немногие – разве что ценители индийской литературы и знатоки в данной области.

А ведь «Махабхарата» неспроста приобрела известность как выдающееся произведение, написанное в Древней Индии. В ней – масса преданий и особенностей культуры индийского народа, его принципы и взгляды. Конечно, пересказать эпос полностью невозможно – лучше прочесть его от начала до конца, но я попробую познакомить вас с самыми интересными страницами историй, рассказанных в «Махабхарате». О чём же повествует легендарный древний текст?

Рождение пандавов

В переводе с санскрита название «Махабхарата» значит «Великое сказание о потомках Бхараты». Это не просто древняя книга, а целый сборник, состоящий из множества новелл, легенд, парв (так называются части эпоса), гимнов и плачей.

При этом все 18 книг “Махабхараты” логично связаны между собой по сюжету и особенностям повествования. Если же сосчитать число двустиший «Махабхараты», то оно в несколько раз превысит количество таких же строф в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Итак, начинается «Махабхарата» историей о стране бхаратов, где некогда правил могущественный царь Панду. Этот правитель ещё в молодые годы поразил стрелой одного мудреца. Тот же, проклиная царя, сказал, что он навсегда останется бесплодным. Однако царю необходимы были наследники.

Неизвестный художник «Иллюстрация к Махабхарате», ок. 1800 года Местонахождение: Художественный музей, Кливленд, США
Неизвестный художник «Иллюстрация к Махабхарате», ок. 1800 года
Местонахождение: Художественный музей, Кливленд, США

И тогда первая его супруга, знающая тайные чары и заклинания, обратилась к богам. На зов к ней явились бог справедливости Дхарма, повелитель ветров Ваю, небесный царь Индра. От каждого из этих божеств женщина родила сына.

Свои “рецепт” и заклинание она передала второй супруге панду, что сумела вызвать небесных братьев Ашвинов, которые также стали отцами её сыновей. Всего у жён Панду было пятеро детей. При этом царь принимал их как родных. Они даже именовались по-особенному – пандавами.

К сожалению, Панду недолго было суждено радоваться счастью семейной жизни. Вскоре после рождения сыновей у его жён царь умер. Вместо него престол занял слепой брат правителя – Дхритараштра. У того была одна дочь и сотня сыновей, которых именовали кауравами (в честь далёкого предка). Однако самым любимым сыном слепого царя был Дурьодхана.

Дхритараштра занял престол после смерти Панду Кадр из сериала «Махабхарата», 2013 год
Дхритараштра занял престол после смерти Панду
Кадр из сериала «Махабхарата», 2013 год

Юность царевичей

Пандавы и кауравы вместе взрослели, воспитывались и обучались при дворе нового правителя. Каждый из них отличался прекрасными умениями, обладал живым умом и славился искусностью в военном деле.

Когда дети превратились в юношей, их наставник устроил состязания, где участники должны были продемонстрировать своё мастерство в управлении колесницей, стрельбе из лука, ближнем бое. И пандавы, и кауравы были великолепны.

Но среди многих прекрасных юных воинов, принявших участие в состязаниях, выделялись Арджуна и неизвестный Карна, который, как выяснилось, был сыном супруги царя Панду. Карну его мать родила ещё до встречи с супругом, а его отцом стал сам Сурья – бог солнца.

Джампаоло Томассетти «Сын солнца Карна со своей матерью Кунти» Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
Джампаоло Томассетти «Сын солнца Карна со своей матерью Кунти»
Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия

Пандавы не знали, что это – их единокровный брат, а потому начали осыпать юношу насмешками, считая его более низким по происхождению. А вот Дурьодхана, сын царя, проникся уважением к решительному Карне, после чего в знак признания его воинского мастерства подарил тому царство Ангу.

Это стало первой из проблем в отношениях между кауравами и пандавами. Кроме того, указанным царством должен был владеть старший из братьев пандавов, а правитель передал его своему любимому сыну, что распорядился землями по своему усмотрению.

«Махабхарата» - сказание о великой битве на заре времён
Джампаоло Томассетти «Пандавы обсуждают тактику ведения войны»
Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия

Козни кауравов

Разозлившись на пандавов, Дурьодхана решил расправиться с ненавистными двоюродными братьями. По его просьбе отец отправил их в дальний город. Там пятеро пандавов должны были жить в небольшом доме. По приказу Дурьодханы это жилище было подожжено.

Однако первая жена покойного правителя, мать трёх пандавов, знала о готовящемся покушении. Она предупредила сыновей, чтобы те вовремя покинули дом. К сожалению, в брошенное жилище забрела вдова с пятью детьми. Когда были найдены их обгорелые останки. Дурьодхана решил, что это – сыновья Панду, с которыми ему удалось расправиться.

Но что же происходило с самими пандавами? Они осознавали, что новых козней Дурьодханы им не избежать, а потому ушли в лес, где жили брахманами-отшельниками. Никто и предположить не мог, что в лесной обители проживают царевичи. Сами же пандавы за время своей отшельничьей жизни совершили немало славных дел, в частности, победили нескольких разбойников и демонов, наводивших страх на жителей округи.

Современный взгляд художника на «Махабхарату» Мукеш Сингх «Арджун призывает к войне»
Современный взгляд художника на «Махабхарату»
Мукеш Сингх «Арджун призывает к войне»

Однажды братья пандавы узнали, что царь панчалов организовывает смотр женихов для своей дочери. Обязательной частью мероприятия были состязания, в которых бы претенденты на руку и сердце Драупади продемонстрировали силу и ловкость. Конечно, пандавы решили попытать счастья, и в итоге победителем оказался один из них, славный Арджуна.

Царевна же стала женой всех пятерых братьев. Каждый из её мужей раскрыл ей, кем он является. Вскоре о том, что соперники чудом выжили, узнали и кауравы. Однако царь Дхритараштра постарался сгладить непростые отношения своих сыновей и племянников.

Пандавам он отдал западные земли своего царства. Пандавы построили там свою столицу – город Индрапрастха. Вот только слепой правитель так и не смог погасить ненависть своего сына Дурьодханы к пандавам.

Драупади / © Subhrajit Ojha / artstation.com
Драупади / © Subhrajit Ojha / artstation.com

Роковая игра в шахматы

На протяжении долгих лет сыновья Панду жили мирно и счастливо. Они старались развивать своё царство, а могущество их города стремительно возрастало. Вскоре он стал одним из главных торговых и политических центров в регионе.

Я думаю, вполне предсказуемо заметить, что кауравов такое положение вещей не устраивало. Скрытая неприязнь лишь усиливалась с годами и грозила вылиться в новый конфликт.

Чтобы насолить пандавам, Дурьодхана вызывает старшего из братьев, Юдхиштхиру, на поединок. Однако речь идёт не о сражении на мечах или копьях, а о шахматах. Знаменитый каурав был не так прост – в качестве своего помощника он выбирает своего дядю Шакуни, величайшего мастера шахмат и искуснейшего обманщика. Азартный пандав очень скоро остаётся гол как сокол.

К Дурьодхане переходят поигранные земли, города, дворцы, даже все братья противника. Когда у Юдхиштхиры не остаётся ничего, он делает последнюю ставку – прекрасную Драупади.

Джампаоло Томассетти «Игра в шахматы между Кауравами и Пандавами» Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
Джампаоло Томассетти «Игра в шахматы между Кауравами и Пандавами»
Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия

В этот миг один из пандавов произносит обет смертельной мести, ему вторит вой шакала, что является особым предзнаменованием. Испуганный царь, узнав о проделках своего сына, обещает отдать Драупади три любых дара, которые она выберет. Женщина просит свободы для пандавов – это единственное её желание. Однако Дхритараштра возвращает не только свободу племянникам, но и все их проигранные владения.

Но азарт старшего из пандавов всё-таки сделал своё “чёрное” дело. Он снова согласился сыграть с Дурьодханой и в очередной раз потерпел поражение. На этот раз противник не забирал имущество и родных соперника в рабство. Он потребовал, чтобы пандавы провели двенадцать лет в изгнании, после чего ещё год прислуживали знатным персонам, скрывая свои истинные имена и происхождение.

Джампаоло Томассетти «Кришна с Арджуной и Дурьодханой» Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
Джампаоло Томассетти «Кришна с Арджуной и Дурьодханой»
Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия

Пандавы исполнили всё в точности. Долгих двенадцать лет они проживали в лесу отшельниками, а на тринадцатый год поступили в услужение к царю Вирате, который даже не подозревал, что его работники – это истинные царевичи. Однако вскоре на земли царя напали кауравы.

К тому моменту срок сохранения инкогнито пандавов истёк. Они ринулись на защиту владений Вираты, которому прежде служили. В противостоянии с кауравами стало ясно, что предводитель войска – тот самый доблестный Арджуна, который не знал поражений в битвах.

Сумев оттеснить противника, пандавы заявили, что время, оговоренное перед злополучной игрой в шахматы, прошло, а значит, Дхритараштра должен вернуть им законные владения. Царь хотел было согласиться, однако Дурьодхана убедил отца оставить себе богатые земли.

Теперь стало ясно, что избежать открытой войны между пандавами и кауравами не удастся. На мой взгляд, предпосылки к ней появились ещё в тот день, когда по приказу Дурьодханы братьев хотели заживо сжечь. Но прошедшее время лишь усилило ненависть противоборствующих сторон друг к другу.

Джампаоло Томассетти «Эпизод битвы» Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия
Джампаоло Томассетти «Эпизод битвы»
Местонахождение: Museum of Sacred Art (MOSA), Вилла Вриндаване, Флоренция, Италия

Главная битва

На поле Курукшетра собирается огромное войско. Каждый из противников постарался привлечь на свою сторону выдающихся героев, отважных воинов и знаменитых бойцов. Объезжая отряды, собранные пандавами, Арджуна осматривает войско.

Затем он обращает взор к неприятелю и видит в его рядах своих прежних учителей, родственников, добрых наставников. В отчаянии он восклицает: “Я не стану сражаться”. Тогда его возничий (а им был сам Кришна) произносит долгую речь (её описывает эпос “Бхагаватгита”).

Раджа Рави Варма «Пандавы и Драупади», 1910 год / © Издательство Рави Варма Пресс
Раджа Рави Варма «Пандавы и Драупади», 1910 год / © Издательство Рави Варма Пресс

Он объясняет Арджуне, что не плоды деяний, а само дело должно быть проводником человека. О результатах же простой смертный судить не может – это ясно только богам. Арджуна понимает, что его верный соратник и наставник абсолютно прав – он соглашается исполнить долг воина.

Восемнадцать дней длится кровопролитное сражение. Победу одерживают пандавы. Среди сторонников кауравов остаются в живых лишь трое, однако они в последнюю ночь сражения пробираются в лагерь противника и истребляют всех, за исключением пятерых пандавов и Кришны. Противостояние обернулось огромной трагедией для каждого из участников.

Финальная битва войны на Курукшетре, рельеф XII век Местонахождение: Храм Хойсалешвара, Халебиду, Индия
Финальная битва войны на Курукшетре, рельеф XII век
Местонахождение: Храм Хойсалешвара, Халебиду, Индия

Примирение противников

По окончанию битвы на поле боя, усеянное трупами, приходят матери и жёны погибших. Они оплакивают воинов, павших в сражении, но в этой печальной картине есть и светлая сторона – происходит примирение пандавов и царя Дхритараштры.

Старший из братьев решает уйти в лес, чтобы вести жизнь отшельника, однако остальные пандавы убеждают его принять законное право на царствование в Хастинапуре. Арджуна же становится великим предводителем. Ему и его войску удалось покорить весь мир и установить справедливость и порядок на всех землях.

Драматичностью наполнен и финал «Махабхараты». Здесь мы узнаём, что слепой царь, отказавшийся от престола, погибает во время лесного пожара. Вскоре старший пандав, Юдхиштхира, получает известие о смерти Кришны, которого ранил какой-то охотник, приняв за оленя, скрывшегося в зарослях.

Кришна и Арджуна в битве на Курукшетре / kalaashram.in
Кришна и Арджуна в битве на Курукшетре / kalaashram.in

Теперь пандавы решают осуществить своё давнее намерение – уйти в Гималаи и посвятить себя служению богам. Постепенно братья умирают. Последним завершает земной путь Юдхиштхира. Попадая на небеса к богу Индре, он узнаёт, что все его братья и друзья находятся в преисподней.

Он отказывается от небесного блаженства, умоляя, чтобы ему позволили разделить участь те, кто ему так дорог. Юдхиштхира опускается в преисподнюю.

Но тут туман развеивается и выясняется, что все пандавы и их товарищи находятся на небесах, как и положено доблестным воинам и героям. Вероятно, это было своеобразное испытание для Юдхиштхиры, которое он прошёл крайне достойно.

Кауравы на слонах против Пандавов на конях в битве на Курукшетре, 1700 год Местонахождение: Частная коллекция
Кауравы на слонах против Пандавов на конях в битве на Курукшетре, 1700 год
Местонахождение: Частная коллекция

Тайны «Махабхараты»

«Махабхарата» таит в себе множество загадок. Помимо сложного и по-индийски витиевато созданного сюжета, этот эпос содержит мудрость тысячелетий. Существует интересное (хотя и немного фантастическое) предположение, будто в «Махабхарате» описывается истинное происхождение людей.

Согласно ему, в священном тексте индийцев описывается две расы: земная “тёмная” (кауравы) и божественная “светлая” (пандавы). В дальнейшем, после долгих лет противоборства, между ними был достигнут мир, что и стало началом смешения и появления новых народностей и рас. Конечно, звучит это крайне фантастически, но разве можем мы знать наверняка, что было много тысячелетий тому назад?

«Махабхарата» скрывает немало тайн / pinterest.ru
«Махабхарата» скрывает немало тайн / pinterest.ru

Знаменитый индийский эпос «Махабхарата» – произведение интересное и сложное. Это яркая история о борьбе кауравов и пандавов, что состояли в родстве, однако не являлись кровными братьями. Здесь масса упоминаний богов и преданий, присутствует яркость гимнов и плачей, что превращает текст в истинное сокровище индийской культуры.

На обложке: Кадр из сериала «Махабхарата», 2013 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий