Одним из крупнейших древних литературных произведений, истинным национальным достоянием Индии является «Махабхарата». Кажется, нет человека, который хотя бы однажды не слышал название этого эпоса. Но о чём в нём идёт речь? На этот вопрос ответят немногие – разве что ценители индийской литературы и знатоки в данной области.
А ведь «Махабхарата» неспроста приобрела известность как выдающееся произведение, написанное в Древней Индии. В ней – масса преданий и особенностей культуры индийского народа, его принципы и взгляды. Конечно, пересказать эпос полностью невозможно – лучше прочесть его от начала до конца, но я попробую познакомить вас с самыми интересными страницами историй, рассказанных в «Махабхарате». О чём же повествует легендарный древний текст?
Рождение пандавов
В переводе с санскрита название «Махабхарата» значит «Великое сказание о потомках Бхараты». Это не просто древняя книга, а целый сборник, состоящий из множества новелл, легенд, парв (так называются части эпоса), гимнов и плачей.
При этом все 18 книг “Махабхараты” логично связаны между собой по сюжету и особенностям повествования. Если же сосчитать число двустиший «Махабхараты», то оно в несколько раз превысит количество таких же строф в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.
Итак, начинается «Махабхарата» историей о стране бхаратов, где некогда правил могущественный царь Панду. Этот правитель ещё в молодые годы поразил стрелой одного мудреца. Тот же, проклиная царя, сказал, что он навсегда останется бесплодным. Однако царю необходимы были наследники.
И тогда первая его супруга, знающая тайные чары и заклинания, обратилась к богам. На зов к ней явились бог справедливости Дхарма, повелитель ветров Ваю, небесный царь Индра. От каждого из этих божеств женщина родила сына.
Свои “рецепт” и заклинание она передала второй супруге панду, что сумела вызвать небесных братьев Ашвинов, которые также стали отцами её сыновей. Всего у жён Панду было пятеро детей. При этом царь принимал их как родных. Они даже именовались по-особенному – пандавами.
К сожалению, Панду недолго было суждено радоваться счастью семейной жизни. Вскоре после рождения сыновей у его жён царь умер. Вместо него престол занял слепой брат правителя – Дхритараштра. У того была одна дочь и сотня сыновей, которых именовали кауравами (в честь далёкого предка). Однако самым любимым сыном слепого царя был Дурьодхана.
Юность царевичей
Пандавы и кауравы вместе взрослели, воспитывались и обучались при дворе нового правителя. Каждый из них отличался прекрасными умениями, обладал живым умом и славился искусностью в военном деле.
Когда дети превратились в юношей, их наставник устроил состязания, где участники должны были продемонстрировать своё мастерство в управлении колесницей, стрельбе из лука, ближнем бое. И пандавы, и кауравы были великолепны.
Но среди многих прекрасных юных воинов, принявших участие в состязаниях, выделялись Арджуна и неизвестный Карна, который, как выяснилось, был сыном супруги царя Панду. Карну его мать родила ещё до встречи с супругом, а его отцом стал сам Сурья – бог солнца.
Пандавы не знали, что это – их единокровный брат, а потому начали осыпать юношу насмешками, считая его более низким по происхождению. А вот Дурьодхана, сын царя, проникся уважением к решительному Карне, после чего в знак признания его воинского мастерства подарил тому царство Ангу.
Это стало первой из проблем в отношениях между кауравами и пандавами. Кроме того, указанным царством должен был владеть старший из братьев пандавов, а правитель передал его своему любимому сыну, что распорядился землями по своему усмотрению.
Козни кауравов
Разозлившись на пандавов, Дурьодхана решил расправиться с ненавистными двоюродными братьями. По его просьбе отец отправил их в дальний город. Там пятеро пандавов должны были жить в небольшом доме. По приказу Дурьодханы это жилище было подожжено.
Однако первая жена покойного правителя, мать трёх пандавов, знала о готовящемся покушении. Она предупредила сыновей, чтобы те вовремя покинули дом. К сожалению, в брошенное жилище забрела вдова с пятью детьми. Когда были найдены их обгорелые останки. Дурьодхана решил, что это – сыновья Панду, с которыми ему удалось расправиться.
Но что же происходило с самими пандавами? Они осознавали, что новых козней Дурьодханы им не избежать, а потому ушли в лес, где жили брахманами-отшельниками. Никто и предположить не мог, что в лесной обители проживают царевичи. Сами же пандавы за время своей отшельничьей жизни совершили немало славных дел, в частности, победили нескольких разбойников и демонов, наводивших страх на жителей округи.
Однажды братья пандавы узнали, что царь панчалов организовывает смотр женихов для своей дочери. Обязательной частью мероприятия были состязания, в которых бы претенденты на руку и сердце Драупади продемонстрировали силу и ловкость. Конечно, пандавы решили попытать счастья, и в итоге победителем оказался один из них, славный Арджуна.
Царевна же стала женой всех пятерых братьев. Каждый из её мужей раскрыл ей, кем он является. Вскоре о том, что соперники чудом выжили, узнали и кауравы. Однако царь Дхритараштра постарался сгладить непростые отношения своих сыновей и племянников.
Пандавам он отдал западные земли своего царства. Пандавы построили там свою столицу – город Индрапрастха. Вот только слепой правитель так и не смог погасить ненависть своего сына Дурьодханы к пандавам.
Роковая игра в шахматы
На протяжении долгих лет сыновья Панду жили мирно и счастливо. Они старались развивать своё царство, а могущество их города стремительно возрастало. Вскоре он стал одним из главных торговых и политических центров в регионе.
Я думаю, вполне предсказуемо заметить, что кауравов такое положение вещей не устраивало. Скрытая неприязнь лишь усиливалась с годами и грозила вылиться в новый конфликт.
Чтобы насолить пандавам, Дурьодхана вызывает старшего из братьев, Юдхиштхиру, на поединок. Однако речь идёт не о сражении на мечах или копьях, а о шахматах. Знаменитый каурав был не так прост – в качестве своего помощника он выбирает своего дядю Шакуни, величайшего мастера шахмат и искуснейшего обманщика. Азартный пандав очень скоро остаётся гол как сокол.
К Дурьодхане переходят поигранные земли, города, дворцы, даже все братья противника. Когда у Юдхиштхиры не остаётся ничего, он делает последнюю ставку – прекрасную Драупади.
В этот миг один из пандавов произносит обет смертельной мести, ему вторит вой шакала, что является особым предзнаменованием. Испуганный царь, узнав о проделках своего сына, обещает отдать Драупади три любых дара, которые она выберет. Женщина просит свободы для пандавов – это единственное её желание. Однако Дхритараштра возвращает не только свободу племянникам, но и все их проигранные владения.
Но азарт старшего из пандавов всё-таки сделал своё “чёрное” дело. Он снова согласился сыграть с Дурьодханой и в очередной раз потерпел поражение. На этот раз противник не забирал имущество и родных соперника в рабство. Он потребовал, чтобы пандавы провели двенадцать лет в изгнании, после чего ещё год прислуживали знатным персонам, скрывая свои истинные имена и происхождение.
Пандавы исполнили всё в точности. Долгих двенадцать лет они проживали в лесу отшельниками, а на тринадцатый год поступили в услужение к царю Вирате, который даже не подозревал, что его работники – это истинные царевичи. Однако вскоре на земли царя напали кауравы.
К тому моменту срок сохранения инкогнито пандавов истёк. Они ринулись на защиту владений Вираты, которому прежде служили. В противостоянии с кауравами стало ясно, что предводитель войска – тот самый доблестный Арджуна, который не знал поражений в битвах.
Сумев оттеснить противника, пандавы заявили, что время, оговоренное перед злополучной игрой в шахматы, прошло, а значит, Дхритараштра должен вернуть им законные владения. Царь хотел было согласиться, однако Дурьодхана убедил отца оставить себе богатые земли.
Теперь стало ясно, что избежать открытой войны между пандавами и кауравами не удастся. На мой взгляд, предпосылки к ней появились ещё в тот день, когда по приказу Дурьодханы братьев хотели заживо сжечь. Но прошедшее время лишь усилило ненависть противоборствующих сторон друг к другу.
Главная битва
На поле Курукшетра собирается огромное войско. Каждый из противников постарался привлечь на свою сторону выдающихся героев, отважных воинов и знаменитых бойцов. Объезжая отряды, собранные пандавами, Арджуна осматривает войско.
Затем он обращает взор к неприятелю и видит в его рядах своих прежних учителей, родственников, добрых наставников. В отчаянии он восклицает: “Я не стану сражаться”. Тогда его возничий (а им был сам Кришна) произносит долгую речь (её описывает эпос “Бхагаватгита”).
Он объясняет Арджуне, что не плоды деяний, а само дело должно быть проводником человека. О результатах же простой смертный судить не может – это ясно только богам. Арджуна понимает, что его верный соратник и наставник абсолютно прав – он соглашается исполнить долг воина.
Восемнадцать дней длится кровопролитное сражение. Победу одерживают пандавы. Среди сторонников кауравов остаются в живых лишь трое, однако они в последнюю ночь сражения пробираются в лагерь противника и истребляют всех, за исключением пятерых пандавов и Кришны. Противостояние обернулось огромной трагедией для каждого из участников.
Примирение противников
По окончанию битвы на поле боя, усеянное трупами, приходят матери и жёны погибших. Они оплакивают воинов, павших в сражении, но в этой печальной картине есть и светлая сторона – происходит примирение пандавов и царя Дхритараштры.
Старший из братьев решает уйти в лес, чтобы вести жизнь отшельника, однако остальные пандавы убеждают его принять законное право на царствование в Хастинапуре. Арджуна же становится великим предводителем. Ему и его войску удалось покорить весь мир и установить справедливость и порядок на всех землях.
Драматичностью наполнен и финал «Махабхараты». Здесь мы узнаём, что слепой царь, отказавшийся от престола, погибает во время лесного пожара. Вскоре старший пандав, Юдхиштхира, получает известие о смерти Кришны, которого ранил какой-то охотник, приняв за оленя, скрывшегося в зарослях.
Теперь пандавы решают осуществить своё давнее намерение – уйти в Гималаи и посвятить себя служению богам. Постепенно братья умирают. Последним завершает земной путь Юдхиштхира. Попадая на небеса к богу Индре, он узнаёт, что все его братья и друзья находятся в преисподней.
Он отказывается от небесного блаженства, умоляя, чтобы ему позволили разделить участь те, кто ему так дорог. Юдхиштхира опускается в преисподнюю.
Но тут туман развеивается и выясняется, что все пандавы и их товарищи находятся на небесах, как и положено доблестным воинам и героям. Вероятно, это было своеобразное испытание для Юдхиштхиры, которое он прошёл крайне достойно.
Тайны «Махабхараты»
«Махабхарата» таит в себе множество загадок. Помимо сложного и по-индийски витиевато созданного сюжета, этот эпос содержит мудрость тысячелетий. Существует интересное (хотя и немного фантастическое) предположение, будто в «Махабхарате» описывается истинное происхождение людей.
Согласно ему, в священном тексте индийцев описывается две расы: земная “тёмная” (кауравы) и божественная “светлая” (пандавы). В дальнейшем, после долгих лет противоборства, между ними был достигнут мир, что и стало началом смешения и появления новых народностей и рас. Конечно, звучит это крайне фантастически, но разве можем мы знать наверняка, что было много тысячелетий тому назад?
Знаменитый индийский эпос «Махабхарата» – произведение интересное и сложное. Это яркая история о борьбе кауравов и пандавов, что состояли в родстве, однако не являлись кровными братьями. Здесь масса упоминаний богов и преданий, присутствует яркость гимнов и плачей, что превращает текст в истинное сокровище индийской культуры.
На обложке: Кадр из сериала «Махабхарата», 2013 год