Князь Бой – каким был прародитель белорусов?

Сказания

У многих народов существуют предания об их прародителях, которые часто бывали или великими воинами, или выдающимися мудрецами, а порой сочетали все эти качества. Что интересно, у многих славянских племён легенды о происхождении так и остаются главной загадкой, а вот белорусский народ сумел сохранить языческое сказание, согласно которому их этнос ведёт начало от славного князя Боя (Бая).

Образ его во многом является уникальным, что я раскрою несколько позже. Но главное – Бой известен и в наше время. Он стал неким символом зарождения белорусского народа, а также олицетворением бессмертия, силы и воли. Позднее даже стали рассказывать о призраке Боя, который иногда обходит свою родную землю. Какой же он – князь Бой? И что мы можем узнать о нём из старинных преданий?

Появление Боя

Долгое время исследователи считали, что у славян не сохранилось преданий об “исконных” родоначальниках. Чаще всего подобные герои, так называемые прародители появлялись, когда их народ уже существовал. И хотя такие люди стояли у истоков своего племени, их нельзя было считать “чистым” вариантом создателя этноса. А вот с князем Боем всё вышло наоборот. Именно он был тем, кто стоял не только у истоков собственного народа, но и всего мира.

Согласно преданиям о сотворении вселенной, когда-то давным-давно не было ничего, кроме бесконечной водной глади. Единственной твердью, находившейся посреди воды, был белый камень. Верховный бог Перун изо всех сил ударил по этому камню, благодаря чему появились три искры – белая, жёлтая и красная. Они упали в воду, после чего та забурлила. Вокруг поднялся туман, а когда он рассеялся, перед богом стоял князь Бой. Именно он стал первым человеком на сотворённой божествами земле.

Верховный бог Перун сотворил Боя из искр, воды и тумана Андрей Алексеевич Шишкин «Перун-громовержец», 2014 год / a-shishkin.ru
Верховный бог Перун сотворил Боя из искр, воды и тумана
Андрей Алексеевич Шишкин «Перун-громовержец», 2014 год / a-shishkin.ru

Князь и его верные помощники

Князь был сильным и храбрым богатырём. Его главной страстью стала охота. Куда бы ни отправился Бой, за ним всюду следовали два его верных пса – Ставр и Гавр. У прародителя белорусов было много жён и детей. Однако, несмотря на своё необыкновенное происхождение, он оставался смертным. Когда же пришла Бою пора уходить в мир мёртвых, он оставил в наследство сыновьям все свои владения.

Перед смертью князь поймал двух птиц, а после выпустил их в небо, отправив за ними Ставра и Гавра. Те места, где пробежали собаки, превратились в реки Днепр и Двину. По их берегам стали селиться люди, которые ещё долго вспоминали Ставра и Гавра. В книге «Белорусская мифология. Энциклопедический словарь» так рассказывается о князе:

“Не вызывает сомнений очень архаичный характер мифологических образов и князя Бая, и его собак Ставры и Гавры. Белорусский этногенетический миф непосредственно соотносит их со временем первотворения: “Когда мир еще только начинался, ничего нигде не было. Всюду стояла мертвая вода”. После окончания фазы космического упорядочивания князь Бай стал первым жильцом только что созданной земли. Соответственно он стал и первым умершим, который, как правило, становился властителем царства мертвых, про что свидетельствует его фольклорная сопричастность с поминальным днем”. ​​​‌‌‌ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​
Те места, где пробежали собаки, превратились в реки Днепр и Двину. Западная Двина / © Елена Струкова / fotokto.ru
Те места, где пробежали собаки, превратились в реки Днепр и Двину. Западная Двина / © Елена Струкова / fotokto.ru

Почитание князя и его псов

Своим подданным Бой приказал заботиться о его собаках. Их почитали не меньше, чем самого князя. Когда псы постарели и последовали в загробный мир за своим хозяином, он сделал их своими верными помощниками. К слову, в некоторых версиях предания говорится, что Ставр и Гавр последовали за Боем сразу же – они желали всюду оставаться рядом с хозяином. Что примечательно, даже после смерти собак Боя не перестали почитать. В «Энциклопедии белорусских мифов» говорится:

“Еще в XIX веке фиксировались остатки этого обряда, который выполнялся обычно в доме. Хозяин, взяв со стола самый вкусный кусок, наклонялся под стол и трижды звал: “Ставры, Гавры, Гам, приходите к нам!” На Полотчине аналогичный обряд был перенесен на Дмитровские (осенние) деды и состоял в том, что стол выносился на середину дома, и вся семья трижды обползала на коленях вокруг него, приговаривая: “Шавры, гавры, сам прибывай де к нам!”.
Куда бы ни отправился Бой, за ним всюду следовали два его верных пса - Ставр и Гавр / © Степан Гилёв
Куда бы ни отправился Бой, за ним всюду следовали два его верных пса – Ставр и Гавр / © Степан Гилёв

Поминальные обряды

Столь интересные обряды демонстрируют нам не только невероятное почтение к самому князю, но и ко всем, кто находился рядом с ним. Согласно легендам, захоронения прародителя белорусов и двух его верных псов находились неподалёку от Краносполья Россонского района. Именно народ из этих мест часто рассказывал, что по ночам, в лунном свете появляется фигура князя, которого сопровождают два верных пса. Призрачные силуэты проходили мимо людей, не обращая внимания на живых.

С именем князя Боя были связаны и поминальные ритуалы, получившие распространение в Белоруссии и соседних землях. Славяне совершали подношения своему прародителю и его четвероногим помощникам.

Существовали особые дни, предназначенные для чествования Боя, Ставра и Гавра. Люди закалывали жертвенных животных, пекли хлеб, причём часть этих даров оставляли в специальных местах, предназначенных для подношений. Кроме того, особым почтением Бой пользовался у охотников, которые являлись продолжателями его дела.

Согласно легендам, захоронения князя Боя и двух его верных псов находились неподалёку от Краснополья Россонского района / © Дмитрий Ивченко / fotobel.by
Согласно легендам, захоронения князя Боя и двух его верных псов находились неподалёку от Краснополья Россонского района / © Дмитрий Ивченко / fotobel.by

Князь Бой – один из самых известных персонажей белорусского фольклора. Существовал ли такой человек на самом деле? Этого нельзя исключать, но, конечно, появление его отличалось от мифических рассказов. Неслучайно люди до сих пор рассказывают о призрачном князя, обходящем свои владения. Быть может, это души Боя, Ставра и Гавра по-прежнему берегут свою родину, которую так любили при жизни.

На обложке: Константин Алексеевич Васильев «Витязь»

МУСАГЕТ
Добавить комментарий