Кикн – как лигурийский царь стал прекрасной птицей?

Сказания

До наших дней сохранилось немало древнегреческих мифов, рассказывающих об удивительных превращениях – не скрою, мне они кажутся наиболее интересными. Не самым известным, но очень занимательным является предание о Кикне, сыне самого бога войны Ареса. Его история повествует нам о происхождении лебедей – прекрасных птиц, которые символизируют верность и даже некоторую печаль. 

Помните выражение «лебединая песня»? Интересно, что греки в далёком прошлом говорили, будто лебедь поёт только один раз в жизни – перед своей смертью. В сказаниях о Кикне затронут именно этот аспект. Вероятно, он и позволил преданию приобрести популярность среди античных авторов, которые с удовольствием пересказывали печальную историю лигурийского правителя. Каким же был Кикн? И что связывает его с лебедями?

Первый вариант предания

О Кикне из Лигурии рассказывали самые разные древние авторы, но больше всего сведений о нём можно встретить у Овидия в «Метаморфозах» (уж в этом произведении превращений – хоть отбавляй). Что особенно интересно, античный поэт предоставляет нам не одну, а целых две истории Кикна, причём подразумеваются не разные персонажи, а один и тот же герой. 

Вероятно, Овидий решил пересказать несколько версий преданий о Кикне, а они, как известно, часто отличаются (в зависимости от времени и региона распространения легенды). Я расскажу о каждом из вариантов предания, а вы уж сами выбирайте, какая версия нравится больше. 

Итак, в первом случае Кикна называют сыном Ареса, могущественного и грозного бога войны. Он жил в Лигурии (или даже был правителем этой земли). Известно, что Кикн был лучшим другом Фаэтона, история которого стала одним из самых известных древнегреческих преданий. Не сумев справиться с управлением колесницы бога Солнца Гелиоса, Фаэтон упал в воды реки Эридан. Юноша разбился о волны, причём его потеря вызвала плач и скорбь многих обитателей земли. Овидий пишет:

“Дочери Солнца о нем не меньше рыдают, и слезы — 

Тщетный умершему дар — несут, и, в грудь ударяя, — 

Горестных жалоб хоть он и не слышит уже, — 

Фаэтона Кличут и ночью и днем, и простершись лежат у могилы”.

Кикн был правителем прекрасной Лигурии / © Lucio Campana / fineartamerica.com
Кикн был правителем прекрасной Лигурии / © Lucio Campana / fineartamerica.com

Преображение Кикна

Но не только богини и речные нимфы оплакивали Фаэтона. Пожалуй, самую тяжкую горечь потери познал его друг – верный Кикн. Узнав о гибели товарища, лигурийский царь бросился в волны, где совсем недавно скрылось пылающее огнём тело Фаэтона. Однако он не погиб – боги не стали губить столь прекрасного и преданного друга. Кикн обратился в чудесную птицу, которая и сегодня продолжает вызвать восхищение у людей. Особенно ярко момент превращения в лебедя описан у того же Овидия в «Метаморфозах»:

“Берег зеленый реки Эридана своей он печальной

Жалобой полнил и лес, приумноженный сестрами друга.

Вдруг стал голос мужской утончаться, белые перья

Волосы кроют ему, и длинная вдруг протянулась

Шея; стянула ему перепонка багряные пальцы,

Крылья одели бока, на устах клюв вырос неострый.

Новой стал птицею Кикн. Небесам и Юпитеру [Зевс] лебедь

Не доверяет, огня не забыв – их кары неправой, –

Ищет прудов и широких озер и, огонь ненавидя,

Предпочитает в воде, враждебной пламени, плавать”.

Хендрик Гольциус «Превращение Кикна в лебедя», иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1590 год
Хендрик Гольциус «Превращение Кикна в лебедя», иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1590 год

Лебединая песня

Как я уже сказала, ещё в далёком прошлом люди решили, что лебедь поёт только однажды – перед своей кончиной. Это убеждение стало частью мифа о Кикне. Считалось, что перед смертью верный товарищ исполнил песнь, полную скорби – как дань памяти погибшему Фаэтону. В трагедии «Агамемнон» Сенеки говорится:

“Сладко слезы смешать в единый ток;

Если горе таить, сильнее оно

Душу жжет и томит, сладко нам о родных

Всем вместе рыдать…

Пусть даже начнет

Лебедь, средь лебедей звончайший певец,

Там, где Истр течет, где течет Танаис,

Последнюю песнь…”

Бернар Пикар «Кикн, превращение в лебедя» Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1733 год
Бернар Пикар «Кикн, превращение в лебедя»
Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1733 год

Второй вариант мифа

Я рассказала лишь один из мифов о Кикне. Примечательно, что второй отличается не только отдельными фрагментами, но даже местом действия. При этом «второй» Кикн был сыном не Ареса, но Посейдона. Он был одним из самых известных участников Троянской войны, причём воевал на стороне Трои. Этот воитель был бесстрашным и искусным в бою. Овидий пишет:

“Уже и сигейский Берег багрился, и Кикн, потомок Нептунов, уж смерти Тысячу предал мужей”.

Кикну довелось сразиться с самим Ахиллом, могущественным полубогом, выступившем на стороне греков. Бой был долгим и изнурительным. Кикн стойко держался, отражая удары противника. Затем ему удалось пробить щит Ахилла, однако и силы Кикна были не безграничны. Заметив, что враг слабеет, Ахилл пошёл в наступление. Он наносил удары один за другим. В итоге Кикн был повержен. Однако произошло неожиданное:

“И уж хотел с побежденного снять он доспехи, но видит: 

Только доспехи лежат. 

Бог моря в белую птицу 

Тело его обратил, и хранит она 

Кикново имя”. (Овидий. «Метаморфозы»).

Здесь снова идёт речь о превращении в лебедя, однако если в первом случае птица символизировала горечь утраты и преданность, то здесь воплощает воинскую доблесть и гибель на поле брани. В любом из вариантов преображение Кикна в лебедя является олицетворением снисходительности богов, которые были восхищены этим человеком, а потому увековечили его в прекрасном облике – пусть даже не человеческом, а птичьем.

Преображение Кикна в лебедя является олицетворением снисходительности богов / © Елена Саморядова / artstation.com
Преображение Кикна в лебедя является олицетворением снисходительности богов / © Елена Саморядова / artstation.com

А поёт ли лебедь? Ещё античные авторы, рассуждая об этом, говорили, что никогда и никому не доводилось слышать пения лебедя. Тем не менее, предания заявляли, что пение этой птицы является одним из самых прекрасных и мелодичных звуков в мире – вот только услышать его можно лишь перед гибелью лебедя. История Кикна, царя Лигурии, позволяет нам лучше понять мировоззрение людей из далёкого прошлого, а главное – погрузиться в лирический мир пересказов известных мифов, где всегда есть место чудесам.

На обложке: Бернар Пикар «Кикн, превращение в лебедя», фрагмент иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, 1733 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий