Избушка на курьих ножках – что скрывает известный образ из сказок?

Сказания

«Где живёт Баба-Яга?». Я не сомневаюсь, что ответ на этот вопрос знают даже дети дошкольного возраста. Все мы с ранних лет окружены сказками, где рассказывается о суровой и порой злой бабуле, проживающей в избушке на курьих ножках. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему дом Яги выглядит именно так? Я думаю, вряд ли. Дело в том, что сказочный антураж стал неким незыблемым образом, который не тянет разбирать по частицам.

Ну, есть такой дом у Бабы-Яги – и всё. Конечно, он необычный – но ведь и хозяйка ещё та особа. Однако славянские поверья и предания рассказывают нам об истинном происхождении избушки на курьих ножках. Этот образ скрывает немало интересных символов, с которыми я предлагаю познакомиться. Итак, что же общего между жилищем Яги и миром мёртвых?

Из глубин прошлого

Не секрет, что много веков тому назад у рек Волга, Обь и Москва-река проживали древние племена финно-угров. Учёные достаточно много смогли узнать о них, однако до начала прошлого столетия загадкой оставались погребальные обычаи этих народов. В отличие от других этносов, финно-угры не оставили после себя ни могил с надгробиями, ни курганов, ни каких-либо сооружений, связанных с погребением умерших.

Однако не так давно, в 1934 году, в Ярославском Поволжье было найдено весьма необычное строение. Странное жилище было сделано из брёвен, имело прямоугольную форму и высоту около 2 метров. Но самым поразительным было содержимое этого дома. Он явно не предназначался для проживания. Наоборот, в нём хранился прах мёртвых людей – как установили исследователи, здесь покоились тела шести человек, мужчин, женщин и детей.

Дмитрий Маколкин Баба Яга / gallery.ru
Дмитрий Маколкин Баба Яга / gallery.ru

Конечно, можно было  предположить, что эта находка – всего лишь случайность. Не исключено, что вся семья умерла от какой-то болезни, а само жилище находилось на отшибе, из-за чего никто не удосужился похоронить умерших. Но через некоторое время археологи нашли ещё несколько таких «домов мёртвых». Теперь уже сомнений в предназначении бревенчатого жилища не возникало. В нём располагались специальные урны, в каждой из которых находился прах умершего.

Вероятно, финно-угры сжигали своих умерших соплеменников за пределами селения, после чего перемещали их останки в специальное ритуальное сооружение, которое внешне походило на обыкновенную высокую избу. Кстати, один из таких домов был обнаружен прямо посреди древнего поселения, хотя, как правило, избушки эти строились в отдалении от жилищ людей (вероятно, чтобы не беспокоить души умерших). Однако нельзя исключать, что в этом случае поселение было уже заброшенным, а на выбранном участке возвели ритуальное здание. Об этих особенностях писал и исследователь И.П.Шаскольский:

“Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно”.
Николай Константинович Рерих «Изба смерти», 1905 год Местонахождение: Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва. Россия
Николай Константинович Рерих «Изба смерти», 1905 год
Местонахождение: Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва. Россия

Изба и печь у Бабы-Яги

А теперь давайте вспомним сказки о Бабе-Яге и её избушке, чтобы понять, насколько тесно связаны находки старины и символы, использованные в русских сказках. Дом сказочной героини на самом деле и является тем самым ритуальным «домом мёртвых», где оставляли прах умерших финно-угорские племена. «А где же куриные ножки?» – спросите вы. На этот вопрос у исследователей есть ответ. На самом деле изба была не куриная, а курная – то есть обкуренная дымом во время ритуала погребения. Как часто бывает, со временем слово изменилось, а народ придумал куриные ножки избе, в которой жила Баба-Яга. Это, надо сказать, вполне логично – сама ведь обитательница жилища тоже весьма экстравагантная личность.

Дальше ещё интереснее. Помните, что собиралась сделать Баба-Яга со своими гостями? Посадить в печь. И здесь тоже, несомненно, присутствует символ кремации – сгорания физической оболочки.

Кроме того, оказавшись в печи, герой несомненно погиб бы, а избушка, как считают историки, и была своего рода гробом – только имеющим необычный облик. Кроме того, столь могущественная колдунья могла обитать лишь в месте, имеющем не меньшую магическую силу. У финно-угров такие избушки считались местом пересечения миров, неким «порталом» в мир мёртвых, через который проходили души умерших.

Своих гостей Баба Яга не прочь была посадить в печь / travelask.ru
Своих гостей Баба Яга не прочь была посадить в печь / travelask.ru

«Дом мёртвых» в сказках

Кроме того, сама обитательница избы на курьих ножках является интереснейшим образом. Многие описания Бабы-Яги, встречающиеся в сказках, имеют совершенно не сказочную каноничность. Более того, некоторые детали, например, неподвижность или весьма жуткий внешний вид, позволяют предположить, что в описаниях Яги отмечены черты мертвецов, которые находились внутри ритуальных изб. Кстати, здесь невольно возникает такое впечатление, будто кто-то подглядывал в «дома мёртвых», после чего сочинял древние страшилки, ставшие сказками.

На принадлежность Бабы-Яги к миру мёртвых указывает и главная особенность. Она узнаёт о появлении гостей по запаху, заявляя, что «русским духом пахнет». Разумеется, нерусской Ягу сложно назвать, но здесь имелось несколько иное значение. Согласно преданиям, мёртвые были способны отличить по запаху своих «соплеменников» от живых людей.

Реконструкция домика мёртвых, найденного в 1934 году в Ярославском Поволжье Местонахождение: Музей истории Москвы, Москва, Россия
Реконструкция домика мёртвых, найденного в 1934 году в Ярославском Поволжье
Местонахождение: Музей истории Москвы, Москва, Россия

Читая в детстве сказки о Бабе-Яге, мы даже не задумываемся над тем, что и в них отражена частичка нашей истории, далёкого прошлого. Наши предки окутали таинственными символами многие фольклорные образы, а потому сегодня нашей задачей является их расшифровка. И быть может, не только избушка на курьих ножках раскроется перед нами по-новому.

На обложке: Избушка на курьих ножках / © Olya Demidova (Wudgla) / artstation.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий