Илья Муромец и Калин-царь – как богатырь превратил захватчика в вассала Киева?

Сказания

В былинах о славных русских богатырях мы часто встречаем сюжеты о противостоянии добра и зла. И если первое представлено защитниками русской земли, то второе может приобретать самые разные формы, что ярко заметно в предании об Илье Муромце и Калин-царе. Эта былина рассказывает нам о борьбе богатыря с татарами. 

Как считают исследователи, «татарский цикл» сказаний занимает особое место в фольклоре нашего народа. Дело в том, что эти предания не только открывают нам могущество защитников родины, но и позволяют ознакомиться с исторически достоверно описанными событиями, вдохновлявшими людей. Былина «Илья Муромец и Калин-царь» и вовсе представляет особый интерес. Почему? И о чём рассказано в ней?

Особенности былины

Песни об отражении татар — самое значительное из того, что в области эпоса создано русским народом. Былины времен татарщины представляют собой качественно иное образование, чем все былины, предшествующие им”.

Именно так писал известный исследователь В.Я.Пропп, оценивая особенности известных преданий о борьбе богатырей с татарами. Это действительно особенный род преданий, поскольку он позволяет увидеть события, происходившие в далёком прошлом, глазами наших предков. 

Здесь очень достоверно – пусть и в былинной поэтической форме – продемонстрированы исторические события. Как считает историк В.И.Калугин, былина «Илья Муромец и Калин-царь» и вовсе имеет особое значение. Она рассказывает не о конкретном сражении (к примеру, битве на Куликовом поле), а обобщает длительное противостояние русских и татар, демонстрируя силу и мужество защитников Руси.

Князь Владимир обвинил Илью в намерении свергнуть его с престола и приказал заточить муромского героя в подземелье / © Степан Гилев / artstation.com
Князь Владимир обвинил Илью в намерении свергнуть его с престола и приказал заточить муромского героя в подземелье / © Степан Гилев / artstation.com

Богатырь в темнице

Однако начинается предание вовсе не с рассказа о нашествии чужеземных завоевателей. Былина знакомит нас с конфликтом, произошедшим между князем Владимиром и Ильёй Муромцем. Правителю Киева злые языки донесли, что богатырь желает свергнуть его с престола. Конечно, о подобном Илья и не помышлял, но результат не заставил себя ждать – уже совсем скоро Владимир приказал заточить муромского героя в подземелье. Вынужден был Илья проститься с Бурушкой, своим верным конём, и подчиниться князю. 

Наверное, туго пришлось бы в тюрьме богатырю, да только узнала о его заточении молодая княжна, дочь Владимира. Она велела слугам принести заключённому пуховых перин и сытной еды. Так и жил Илья Муромец в подземельях, а тем временем над Русью сгущались тучи.

Беда была близко - к Киеву подошёл татарский правитель Калин-царь / © Степан Гилев / artstation.com
Беда была близко – к Киеву подошёл татарский правитель Калин-царь / © Степан Гилев / artstation.com

Беда была совсем близко – к Киеву подошёл татарский правитель Калин-царь. Он потребовал огромной дани с горожан – в случае неповиновения обещал сжечь город дотла. Князь попросил у хана отсрочки, три года, за которые мог бы приготовить дань. Вот только это время прошло, а собрать требуемые Калин-царём богатства киевляне так и не сумели. Опечалился князь: «Нет у нас никого, кто смог бы защитить город от татарской орды». Однако на эти горестные слова возразила княжна: «Неправда, батюшка! Жив ещё Илья Муромец!».

Неравный бой

Обрадовался Владимир – он-то думал, что уже давно погиб богатырь в сыром подземелье от холода и голода. Позвал Илью Владимир в свои палаты, рассказал о беде, которая нависла над Киевом. Конечно, богатырь согласился помочь – как мне кажется, это было исполнение своего долга не перед несправедливым правителем, но перед родной землёй и своим народом.

Хотел собрать Илья Муромец своих товарищей и вместе с ними выступить против огромной рати врага. Да только все богатыри отказались защищать Киев. «Владимир лишь своих бояр жалует, а нам – одни гонения», – отвечали богатыри. Надо признать, они говорили правду. 

Но Илья не мог оставить людей в беде. Выехал он один против многотысячного войска Калин-царя. Несчастливо завершилась его битва. Много татар потоптал конь Ильи, многих сразил его меч, да только сам он на исходе сражения оказался в плену. Привели богатыря к Калин-царю, а тот ему и говорит: «Знаю я о твоих подвигах. Такой человек достоин большого почёта. Не служи Владимиру, Илья, служи мне, царю Калину! Я тебя озолочу».

Пленный богатырь отказался от всех богатых даров татарского царя и стал вырываться из плена / © Степан Гилев / artstation.com
Пленный богатырь отказался от всех богатых даров татарского царя и стал вырываться из плена / © Степан Гилев / artstation.com

Победы русских богатырей

Но суров был пленённый богатырь. Отказался он от всех богатых даров татарского царя. «Я родной земле служу!» – заявил герой и начал пробиваться к чистому полю. Перебив татарскую охрану, Илья выпустил стрелу. Пролетела она много вёрст и упала на грудь богатырю Самсону Самойловичу.

Понял он, что Илья в беде и позвал он своих товарищей. Бросились на помощь богатырю товарищи. Долго длился бой, однако сумели русские герои одержать победу над татарами. Всё войско вражеское было перебито, а Калин-царь оказался в плену. Лишь теперь понял он, как горько потерпеть поражение. Хотели богатыри отрубить голову противнику, да только Илья Муромец остановил друзей: «Не надо. Отвезём Калин-царя в город Киев, к князю Владимиру». 

Так и сделали богатыри. Когда же измученный Калин-царь оказался перед князем, он тут же пал ниц и принялся просить пощады. Взаимен за свою жизнь татарский правитель обещал платить щедрую дань киевлянам. На том и порешили. Благодаря отваге русских воинов Киев не только выстоял, но и заставил врага подчиниться.

Бросились на помощь Илье товарищи и в бою сумели одержать победу над татарами / © Степан Гилев / advasar.com
Бросились на помощь Илье товарищи и в бою сумели одержать победу над татарами / © Степан Гилев / advasar.com

Былина «Илья Муромец и Калин-царь» действительно отражала реальные исторические события. Как верно отметили фольклористы, здесь не идёт речь о конкретном бое, однако подразумевается великая победа русского народа над врагом, желавшим покорить его. Завершить свой рассказ хочу словами В.Я.Проппа: 

“…песня (былина) выражала не отдельные факты побед и поражений; в дни бедствий песня выражала несокрушимую волю народа к победе и тем ее подготовляла и способствовала ей”.

На обложке: Фрагмент картины Андрея Алексеевича Шишкина «Последний поход Ильи Муромца», 2020 год / a-shishkin.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий