В первой половине XIX века известный финский лингвист Элиас Лённрот решил собрать различные предания из местного фольклора, создав сокровищницу народного устного творчества карелов и финнов. Именно так появилась «Калевала». Несмотря на то, что у эпоса есть автор, говорить, будто истории сочинены Лённротом, некорректно.
Основой «Калевалы» стали руны – народные песни карело-финских племён. Сегодня эти народы считают эпос своим достоянием и знают многие его легенды не хуже, чем мы былины о богатырях. Неужели Лённрот просто дословно пересказал их? А вот и нет. История создания «Калевалы» не менее интересна, чем её сюжеты. Как же появилась фольклорная святыня финнов? И о чём она может нам поведать?
История создания
«Калевала» – настоящая сокровищница преданий финского и карельского народов. Она создавалась Лённротом в 1820-е годы, а в 1835 уже появилось её первое издание. Как я уже сказала, суть «Калевалы» – это старинные народные песни-руны, которых в этом сборнике насчитывается не менее полусотни.
Впрочем, сборником назвать «Калевалу» можно лишь отчасти. Особенности работы Лённрота заключалась в умении скомпоновать предания таким образом, чтобы они представляли единый сюжет. Кроме того, автор сгладил некоторые «шероховатости» и исправил неточности, присутствовавшие в песнях. В итоге получилось яркое фольклорное произведение со вполне целостным и законченным сюжетом.
Столь необычное для русского человека название было выбрано неслучайно. «Калевалой» своё произведение Лённрот назвал в честь земли карелов, на которой, если верить сказаниям, некогда жил великий прародитель Калев.
Создание мира
Но о чём рассказывает эпос? Конечно, лучше прочесть его полностью (так можно заметить все интересные особенности сюжета и символы), но попробую пересказать основную часть его сюжета. Начинается история «Калевалы» с зарождения мира.
История эта рассказывает нам, что когда-то давным-давно не было ни людей, ни животных, ни птиц. Именно тогда дочь воздуха богиня Ильматар родила от воды великого героя Вяйнямёйнена. В этот же радостный день к красавице спустилась с небес утка, которая отложила семь золотых и столько же серебряных яиц. Упав на землю с колен Ильматар, яйца разбились, и из них родились солнце, луна и звёзды.
Вяйнямёйнен стал главным героем «Калевалы». Но если вы представляете его статным красавцем-скандинавом, то спешу разочаровать. В большинстве преданий Вяйнямёйнен описывается как седой старик, который уже немало пожил на свете. Хотя он и был сыном богини, но вечной молодости не получил. Более того, на благородного рыцаря он не слишком походит.
Так, к примеру, в Лапландии он вступил в противостояние с местным правителем. Тот попросил пощады, и взамен полубог поставил условие: он не станет убивать лапландца, если тот отдаст Вяйнямёйнену в жёны свою дочь. Уж как обрадовался чудом спасённый противник героя «Калевалы»! Однако прекрасная Айно пришла в ужас, когда увидела, за кого её собираются выдать замуж. Отказавшись становиться женой противного старика, она решила покончить с собой и утопилась в море. Правда, девушка не погибла, а превратилась в русалку.
Герой в поиске
Видя, как тоскует по Айно Вяйнямёйнен, его друг-кузнец предложил обратить внимание на дочь старухи Лоухи. Та действительно была очень хороша собой и кончать жизнь самоубийством явно не собиралась. Однако сама старуха поставила жениху условие: она отдаст свою дочь за того, кто сумеет выковать волшебную мельницу Сампо. И тогда с помощью магических ритуалов и силы убеждения Вяйнямёйнен заставил кузнеца приступить к работе. Несомненно, он сам хотел воспользоваться плодами его труда. Мельница получилась не сразу, но и героя, и кузнеца ждало разочарование – старуха обманула их, забрав ценный дар и спрятав дочь подальше от чужих глаз.
Вяйнямёйнена ожидало множество приключений. Однако одним из самых опасных стал спуск в ад. Нашему герою необходимо было выведать три волшебных слова, с помощью которых можно было построить особенную лодку – на ней он мог доплыть до Девы Севера, к которой собирался посвататься. Чтобы узнать тайный «код», Вяйнямёйнен отправился в преисподнюю, однако там ничего не разузнал.
Тогда он нашёл великана Вийпунена, которому был известен секрет слов. Вот только «по-хорошему» выдавать тайну тот не собирался. И тогда герой решил прибегнуть к старому и проверенному способу – пыткам. Он создал в желудке великана мельницу, которую сразу же запустил в работу. Разумеется, такого истязания гигант выдержать не мог, а потому рассказал все секреты Вяйнямёйнену.
Итак, наш герой направился к Деве Севера, однако его ждало жестокое разочарование. Красавица вообще не заметила его стараний, причём предпочла давнего соперника и друга старика, Ильмаринена. А вот в заключительной части наши герои решают похитить мельницу Сампо. Из сокровищницы её удалось выкрасть, однако в сохранности до места назначения путешественники её не довезли. Тем не менее разбившуюся мельницу Вяйнямёйнен привёз в страну карелов Калевалу, после чего та стала прекрасным процветающим краем.
Согласитесь, персонажи и сам сюжет «Калевалы» многим могут показаться странными и причудливыми. Здесь нет ни благородных рыцарей, ни отважных героев, однако немало волшебства и магических элементов, которыми изобилует карело-финский эпос. Но именно эти особенности и привлекают внимание к «Калевале», делая её неповторимой и самобытной.
На обложке: Фрагмент картины Осмо Павловича Бородкина «В поход за Сампо», 1948 год. Местонахождение: Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск, Россия