Герой-старик и мельница в животе – о чём рассказывает эпос «Калевала»?

Сказания

В первой половине XIX века известный финский лингвист Элиас Лённрот решил собрать различные предания из местного фольклора, создав сокровищницу народного устного творчества карелов и финнов. Именно так появилась «Калевала». Несмотря на то, что у эпоса есть автор, говорить, будто истории сочинены Лённротом, некорректно.

Основой «Калевалы» стали руны – народные песни карело-финских племён. Сегодня эти народы считают эпос своим достоянием и знают многие его легенды не хуже, чем мы былины о богатырях. Неужели Лённрот просто дословно пересказал их? А вот и нет. История создания «Калевалы» не менее интересна, чем её сюжеты. Как же появилась фольклорная святыня финнов? И о чём она может нам поведать?

История создания

«Калевала» – настоящая сокровищница преданий финского и карельского народов. Она создавалась Лённротом в 1820-е годы, а в 1835 уже появилось её первое издание. Как я уже сказала, суть «Калевалы» – это старинные народные песни-руны, которых в этом сборнике насчитывается не менее полусотни.

Впрочем, сборником назвать «Калевалу» можно лишь отчасти. Особенности работы Лённрота заключалась в умении скомпоновать предания таким образом, чтобы они представляли единый сюжет. Кроме того, автор сгладил некоторые «шероховатости» и исправил неточности, присутствовавшие в песнях. В итоге получилось яркое фольклорное произведение со вполне целостным и законченным сюжетом.

Столь необычное для русского человека название было выбрано неслучайно. «Калевалой» своё произведение Лённрот назвал в честь земли карелов, на которой, если верить сказаниям, некогда жил великий прародитель Калев.

Оскар Каллис «Калев на спине орла», 1917 год Местонахождение: Таллинн, Эстония
Оскар Каллис «Калев на спине орла», 1917 год
Местонахождение: Таллинн, Эстония

Создание мира

Но о чём рассказывает эпос? Конечно, лучше прочесть его полностью (так можно заметить все интересные особенности сюжета и символы), но попробую пересказать основную часть его сюжета. Начинается история «Калевалы» с зарождения мира.

История эта рассказывает нам, что когда-то давным-давно не было ни людей, ни животных, ни птиц. Именно тогда дочь воздуха богиня Ильматар родила от воды великого героя Вяйнямёйнена. В этот же радостный день к красавице спустилась с небес утка, которая отложила семь золотых и столько же серебряных яиц. Упав на землю с колен Ильматар, яйца разбились, и из них родились солнце, луна и звёзды.

Вяйнямёйнен стал главным героем «Калевалы». Но если вы представляете его статным красавцем-скандинавом, то спешу разочаровать. В большинстве преданий Вяйнямёйнен описывается как седой старик, который уже немало пожил на свете. Хотя он и был сыном богини, но вечной молодости не получил. Более того, на благородного рыцаря он не слишком походит.

Так, к примеру, в Лапландии он вступил в противостояние с местным правителем. Тот попросил пощады, и взамен полубог поставил условие: он не станет убивать лапландца, если тот отдаст Вяйнямёйнену в жёны свою дочь. Уж как обрадовался чудом спасённый противник героя «Калевалы»! Однако прекрасная Айно пришла в ужас, когда увидела, за кого её собираются выдать замуж. Отказавшись становиться женой противного старика, она решила покончить с собой и утопилась в море. Правда, девушка не погибла, а превратилась в русалку.

Прекрасная Айно предпочла утопиться, но не выходить замуж за Вяйнямёйнена Тамара Григорьевна Юфа «Айно», 1962 год
Прекрасная Айно предпочла утопиться, но не выходить замуж за Вяйнямёйнена
Тамара Григорьевна Юфа «Айно», 1962 год

Герой в поиске

Видя, как тоскует по Айно Вяйнямёйнен, его друг-кузнец предложил обратить внимание на дочь старухи Лоухи. Та действительно была очень хороша собой и кончать жизнь самоубийством явно не собиралась. Однако сама старуха поставила жениху условие: она отдаст свою дочь за того, кто сумеет выковать волшебную мельницу Сампо. И тогда с помощью магических ритуалов и силы убеждения Вяйнямёйнен заставил кузнеца приступить к работе. Несомненно, он сам хотел воспользоваться плодами его труда. Мельница получилась не сразу, но и героя, и кузнеца ждало разочарование – старуха обманула их, забрав ценный дар и спрятав дочь подальше от чужих глаз.

Вяйнямёйнена ожидало множество приключений. Однако одним из самых опасных стал спуск в ад. Нашему герою необходимо было выведать три волшебных слова, с помощью которых можно было построить особенную лодку – на ней он мог доплыть до Девы Севера, к которой собирался посвататься. Чтобы узнать тайный «код», Вяйнямёйнен отправился в преисподнюю, однако там ничего не разузнал.

Тогда он нашёл великана Вийпунена, которому был известен секрет слов. Вот только «по-хорошему» выдавать тайну тот не собирался. И тогда герой решил прибегнуть к старому и проверенному способу – пыткам. Он создал в желудке великана мельницу, которую сразу же запустил в работу. Разумеется, такого истязания гигант выдержать не мог, а потому рассказал все секреты Вяйнямёйнену.

Итак, наш герой направился к Деве Севера, однако его ждало жестокое разочарование. Красавица вообще не заметила его стараний, причём предпочла давнего соперника и друга старика, Ильмаринена. А вот в заключительной части наши герои решают похитить мельницу Сампо. Из сокровищницы её удалось выкрасть, однако в сохранности до места назначения путешественники её не довезли. Тем не менее разбившуюся мельницу Вяйнямёйнен привёз в страну карелов Калевалу, после чего та стала прекрасным процветающим краем.

Вяйнямёйнен - главный герой «Калевалы» Георгий Адамович Стронк, иллюстрация к книге «Kalevala» (Петрозаводск, 1956 год)
Вяйнямёйнен – главный герой «Калевалы»
Георгий Адамович Стронк, иллюстрация к книге «Kalevala» (Петрозаводск, 1956 год)

Согласитесь, персонажи и сам сюжет «Калевалы» многим могут показаться странными и причудливыми. Здесь нет ни благородных рыцарей, ни отважных героев, однако немало волшебства и магических элементов, которыми изобилует карело-финский эпос. Но именно эти особенности и привлекают внимание к «Калевале», делая её неповторимой и самобытной.

На обложке: Фрагмент картины Осмо Павловича Бородкина «В поход за Сампо», 1948 год. Местонахождение: Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий