Мы привыкли, что в народных сказаниях прославленные богатыри практически всегда выступают как борцы со злом, некие монументальные и крепкие опоры, на которых способна устоять родная земля. Вот только в более поздних сказаниях они нередко демонстрируют нам вполне человеческие качества и даже слабости – к примеру, в былине о бое Добрыни с Дунаем.
На мой взгляд, такие сказания даже интереснее «канонных», поскольку дают нам возможность взглянуть с иной стороны на богатырей. Как отмечали исследователи Ю.Смирнов и В.Смолинский, поступки знаменитых персонажей нашего фольклора и события, которые описываются в поздних былинах, превращают их в более «теплых и человечных» героев. В случае с тем самым эпическим сражением речь идёт вовсе не о противостоянии с неким врагом, а о поединке между двумя богатырями, равными друг другу по силе. Чем же завершился бой между Добрыней и Дунаем?
Шатёр в степи
Одна из самых необычных былин, связанных с именем Добрыни Никитича, начинается словами рассказа о странствиях богатыря. Он ездил по русской земле, стараясь найти себе достойного противника. Как мне кажется, речь здесь идёт о том недолгом времени, когда на Русь не пытались напасть чужеземные орды, а потому богатыри попросту томились от скуки. Конечно, как всякий воин, Добрыня считал, что периодически требуется тренировать своё мастерство.
Но кто же мог выйти на поединок с прославленным героем? Даже те немногие желающие оказывались слишком слабы против Добрыни. Именно поэтому он мечтал найти соперника, равного себе по силе. И вот в степи богатырь вдруг заметил высокий расписной шатёр. Никого рядом с жилищем не было, однако у входа на ткани была оставлена надпись:
“А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати”.
В северных вариантах предания уже один этот факт подаётся как серьёзный проступок владельца шатра. Дело в том, что северяне, оставляя жилище или припасы, никогда не запрещали путнику взять что-либо с их стола – даже в случае отсутствия хозяина. Таков был обычай. Выходит, что обитатель шатра пошёл против многовековых принципов.
Добрыня не обратил внимание на угрозу, после чего спокойно вошёл в шатёр. Он попробовал вина неизвестного владельца степного обиталища, отведал расставленных на столе угощений, а после разрушил шатёр и разметал всё, что было в нём, по полю. Оставил богатырь лишь кровать, на которую улёгся и принялся дожидаться своего противника. Вероятно, Добрыня чувствовал, что такого поведения хозяин шатра ему не простит, причём придётся иметь дело с не менее могучим богатырём, чем сам Добрыня.
Приезд Дуная
Три дня спал Добрыня у разрушенного шатра. Я думаю, вы догадались, что шатёр и всё имущество, уничтоженное Добрыней, принадлежало богатырю Дунаю. Когда хозяин шатра возвращался домой, он сразу приметил, что дело неладно. Дунай Иванович задумчиво произносит слова, которые цитирует былина:
“Кажись, не было не бури и не падеры, ‑
А все мое шатрышко развоевано,
А распинана бочка с зеленым вином,
И растоптана чарочка серебряна,
А серебряна чарочка позолочена,
А оставлена кроваточка только тесовая,
На кроваточке спит удалой добрый молодец”.
Битва богатырей
Понял Дунай, кто разрушил его шатёр. Ярость завладела богатырским сердцем. Схватил молодец острый меч и уже было замахнулся на спящего Добрыню, но вдруг остановился. «Разве достойно убивать спящего?» – призадумался Дунай:
“А мне сонного‑то убить на место мертвого;
А не честь моя хвала будет богатырская,
А не выслуга будет молодецкая”.
Тогда богатырь закричал громко, сразу же разбудив Добрыню. Дунай вызывал его на бой, ведь каждый должен отвечать за свои поступки. Он обвинил Добрыню в том, что тот разорвал его шатёр, испортил ценные вещи. Добрыня же отвечал в том же духе, упомянув, что Дунай пошёл против законов, оставив на шатре надписи с угрозами. И тогда вступили два богатыря в схватку, которой равной прежде никогда не было. Вот только, как оказалось, силы были совершенно равными. День бились, два, три… Уже каждый по колено в землю ушёл, а всё никто другого одолеть не может.
Судья – Илья Муромец
Услышал стон земли Илья Муромец, который был неподалёку. Понял он, что рядом идёт страшный бой. И тут же принял решение:
“Борются где-то удалые добрые молодцы. Надобно поехать да посмотреть, если русский с русским — так разнять, если татарин с татарином — так прогнать, а если русский с татарином — так помочь”.
Приехал Илья, увидел, что это сражение затеяли два славных русских богатыря. С упрёком обратился он к братьям. «Неужто тесно вам стало на нашей широкой земле?» – пожурил Илья Добрыню и Дуная. Схватил бьющихся богатырей Илья Муромец в охапку и потребовал объяснить, отчего между ними драка вышла. Те рассказали. Выслушав их, русский герой заметил:
“Оба вы, молодцы, не правы! Не надо было тебе, Добрынюшка, пинать бочку зелена вина, топтать чарочку серебряную, рвать шатёр черно-бархатный. А тебе, Дунаюшко, не надо было писать надписи с угрозою”.
После этого примирились два богатыря. Как оказалось, они нуждались не в поединке, а в мудром судье, который бы верно всё объяснил и взглянул на ситуацию со стороны.
Согласитесь, былина о бое Добрыни с Дунаем принадлежит к необычным сказаниям. В традиционном понимании богатыри противостоят не друг другу, а злой силе, желающей завоевать родную землю. Здесь же мы видим у Добрыни и Дуная вполне человеческие слабости. Неужели эта былина бросает тень на ясный облик богатырей? Напротив, она открывает нам, что даже славные герои были обыкновенными людьми, а значит, все они близки и понятны народу.
На обложке: Фрагмент иллюстрации Степана Гилева «Поединок» / artstation.com