Банник – и злой, и добрый дух русской бани

Сказания
Банник – хозяин бани в преданиях древних славян, обладающий невиданным могуществом

Для славянских народов баня играла важнейшую роль в жизни. Она помогала не только согреться в холодную пору, расслабиться и очистить тело и разум, но и выполняла лечебную функцию. Баня была особым местом, в котором, конечно же, существовал свой хозяин и покровитель – Банник. О нём наши предки сложили немало преданий.

Как ни странно, в этих легендах он выступает порой как самое доброе создание, а иногда указывается, что нет духа злее Банника. Его нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным персонажам сказаний, хотя некоторые считают его образ вполне демоническим. Кого же можно было встретить в русской бане? Почему нрав Банника настолько противоречив?

Тайна бани

В древности баня была непростым помещением. В ней не только мылись, но и стирали одежду. В этом месте соединялись противоборствующие стихии – огонь и вода – к которым примешивалась человеческая энергетика. Более того, в зимнее время в тех краях, где лютовали морозы, покойников нередко хоронили под полом бани.

Это был единственный участок почвы, где земля поддавалась лопате. Кроме того, после родов послед также закапывали под баней, считая, что так сохранятся добрые силы, которыми боги наделяли мать. Как несложно догадаться, столь необычное сочетание различных особенностей и даже функций породило банного хозяина – Банника, что не менее противоречив, чем стихии.

Древние славяне верили, что в бане тесно переплетаются и уживаются вместе добрые и злые духи. Конечно, управлять ими мог лишь крайне необычный персонаж. Банник знал, что его владения – это словно граница между мирами: человеческим и потусторонним.

Он легко управлял различными силами, гранями. Больной человек мог исцелиться в бане, а это также считалось переходом в иное состояние. Однако и об опасностях забывать не стоило.

Александр Маскаев «Банник»
Александр Маскаев «Банник»

Банник – суровый дух бани

Банника считали не просто обитателем, а хранителем бани. Его представляли в виде голого старика, чьё тело было покрыто листьями от банных веников. На лице Банника сияют разноцветные глаза, а обрамлено оно длинной белоснежной бородой. Впрочем, в своём истинном облике Банник появлялся перед людьми крайне редко. Чаще всего он мог преобразиться в собаку, кошку или зайца.

Чтобы Банник был добр к хозяевам бани, те оставляли ему воду, мыло и веник. Сам хранитель бани часто мылся, а во время посещения его “дома” хозяевами поддерживал нужную температуру, нагонял пар, создавал наиболее комфортные условия.

Если же разозлить Банника, он может брызгаться кипятком, напускать угар и скидывать камни с каменки. Его помощники и друзья – Домовой и Дворовой, что живут в непосредственной близости к Баннику. В праздничные дни требовалось оставить властителю бани соли и хлеба, чтобы он тоже мог насытиться и повеселиться.

Поверья о Баннике

Но, как вы заметили, многие черты характера Банника отличаются положительными особенностями, и в таком описании он совсем не напоминает злого духа. Я хочу заметить, что недобрым Банный староста, как называли его, мог стать по отношению к нерадивым людям.

Если хозяева не следили за баней, оставляли там грязь, забывали убираться, Банник мог сурово наказать. Не терпит он, когда в его владениях кричат или бранятся. Банник ценит спокойствие и порядок.

У наших предков существовало немало поверий, связанных с почитанием Банника. На Новгородчине до сих известна поговорка: “Нет злее Банника, да нет его добрее”. И, на мой взгляд, это очень верные слова. Если с Банником люди ладили, он защищал их от злых духов, любых напастей. На Святки девушки призывали духа помочь им, раскрыть будущее во время гаданий.

Владимир Аржевитин «Банник»
Владимир Аржевитин «Банник»

Чтобы получить поддержку Банника, следовало соблюдать ряд определённых ритуалов. Мужчины входили в баню с правой ноги, женщины – с левой. Каждый гость Банника должен был испросить разрешения посетить его владения, а при выходе из бани поблагодарить Банного дедушку.

Если человек хотел попросить помощи у Банника, следовало идти с определёнными подарками для духа. Например, при болях в спине хозяину бани несли мёд, молоко и хлеб, призывая Банника излечить от недуга. Если же человеку требовалось избавиться от дурных мыслей, очистить душу, он брал с собой в баню полынный веник, с которым парился. Считалось, что полынь способна прогнать всякую нечисть, а Банник помогал это сделать.

Как рассказывают поверья, порой люди просили Банника и о богатстве. Для этого в бане оставляли неразменную монету. Правда, сразу же ожидать получения желаемого дохода не стоило – Банник сам решал, когда человека обогатить, и стоит ли дарить ему богатство.

Андрей Шишкин «Банник»
Андрей Шишкин «Банник»

Могущество Банника было поистине сказочным. Он объединял силы двух великих стихий, а потому мог использовать огненную или водную энергию. Такой силой он мог поделиться с человеком, укрепив не только его тело, но и дух.

Напоследок хочу отметить, что о Баннике существовало и совсем иное мнение. Некоторые исследователи фольклора считают, что он был злым духом, что чаще выступал в качестве опасности для человека.

«Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом. Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню»

Бернштам Татьяна Александровна российский этнограф, и фольклорист

Виктор Корольков «Баённик», 1998 год
Виктор Корольков «Баённик», 1998 год

В старину баню называли “нечистым” местом, а все предметы, находящиеся в ней (миски, тазы, ковши) также считались не слишком положительными. Их нельзя было брать в дом, а в самом банном помещении следовало вести себя крайне аккуратно. Банник мог бросить в человека раскалённые угли, облить кипятком. Над женщинами он особенно любил подшучивать, издавая странные звуки и таким образом пугая их. Людям следовало помнить, что баня – владения особого духа, который требует порядка в его владениях и уважения к своей персоне.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий