Каким может быть ветер? Ледяным и пронизывающим, прохладным и освежающим. У этой стихии множество оттенков, а потому каждый из ветров древние греки считали отдельным персонажем мифов.прекрасная нимфа Хлорида
У каждого ветра свой характер, а сейчас я бы хотела рассказать о самом приятном и нежном Зефире – покровителе западного ветерка, приносящего морскую свежесть и прохладу после дневного зноя. Оказывается, даже ветру известно, что такое сила любви.
Зефир – переменчив как ветер
В своей «Илиаде» Гомер впервые упоминает Зефира – божество западного ветра. Согласно преданиям, рождён он был в восточной части Средиземного моря, однако именно западное дуновение Зефира приносило тепло и негу, которая олицетворяет самого бога. Его родителя древние поэты называют Эос и Астрея, а домом – так называемую «башню ветров», построенную в Афинах приблизительно в I веке до нашей эры. Там же встречаются изображения главных ветров.
Рядом с Зефиром находятся изображения грозных Борея и Эвра. Западный ветер представлен крылатым юношей с красивым лицом. В руках он держит целый букет цветов, что распускаются от его дуновения.
При всём своём положительном облике Зефира нельзя назвать кротким и покорным. Да он часто показан нежным влюблённым, однако в некоторых сказаниях изображён как страстный ревнивец. Пример тому – история о любви Аполлона к Гиацинту. Зефир бросил вызов самому богу искусств и света, однако тот оказался более могущественным.
Нередко Зефир отождествлялся с западным направлением, а не только ветром. Воздушные массы, двигавшиеся с запада, приходили в Средиземноморье к началу весны, а затем господствовали там всё лето. Именно поэтому Зефир считался вестником богов о наступающем возрождении природы, дарил охапки весенних цветов людям и согревал всё живое своим теплом.
Но разве может быть ветер одинаковым на всей обширной территории Греции? Точнее всяких синоптиков об этом говорят древние мифы. В тех, что были распространены в восточных землях греческих племён, мы встречаем рассказы лишь о милом и ласковом Зефире. Если же перейти к историям, что рассказывали в западной части побережья Средиземного моря, то заметим, что Зефир опорой описывался как своенравный и дерзкий ветер, приносящий бури и разрушения.
И боги умеют любить
Пожалуй, самая известная легенда о Зефире – это история его любви к прекрасной Флоре, что стала божеством весны и цветов. Этот миф в лирическом изложении встречается у Овидия, который, как я не раз замечала, умеет поэтично и правдоподобно описывать даже самые сказочные события.
С самого рождения прекрасная нимфа Хлорида была окружена цветами. Куда бы она ни ступила – всюду расцветали они, распространяя нежный аромат. Даже наряд девушки состоял из лёгкой ткани, украшенной цветами, что рядом с ней никогда не увядали. До её прихода на землю в мире царили пустота и безжизненный холод.
Прекрасная Хлорида дарила жизнь земле, а каждое зерно, брошенное ею, непременно всходило на полях. Рядом с нимфой начинали зеленеть и цвести медоносные долины, виноградники, деревенские сады. Очарование самых прекрасных цветов было воплощено в её облике. Многие художники пытались написать портрет красавицы-богини и, на мой взгляд, наиболее точно это удалось Тициану в его картине «Флора» (1517).
Похищение – во имя весны и любви
Однажды Хлорида так увлеклась прогулкой с подругами, что ушла далеко за пределы родного селения. Вдруг лёгкий ветер пошевелил листья на деревьях, чуть склонил ароматные травы. Вместе с его дуновением девушка услышала ласковый шёпот.
Она спросила, кто оказался рядом с ней, и услышала признание Зефира, который с первого взгляда влюбился в красавицу. Несмотря на то, что дыхание ветра было нежным, Хлорида испугалась и помчалась прочь. Но нельзя было убежать от крылатого Зефира. Полетел он за своей возлюбленной и подхватил её на руки, кружась в вихре цветов и тёплого ветра.
Сила любви крепко связала двух влюблённых, что не могли отвести взгляда друг от друга. В тот же момент чудесное чувство превратило Хлориду из простой нимфы в богиню Флору, повелительницу цветущей весны.
Этот момент преображения девушки ярко показан у Боттичелли. Его картина «Весна» показывает бегущую Хлориду и рядом с ней – другой её образ – Флору, бросающую цветы на ковёр лугов и полей. Меня больше всего впечатляет в этом полотне его идея (она же проходит через весь миф о Зефире и Флоре) – любовь из земной превращается в небесную, божественную силу, которой не могут противостоять даже боги.
Несмотря на то, что история любви Зефира и Флоры пользовалась популярностью ещё в древности, некоторые мифы рассказывают о других возлюбленных бога. Так, встречаются предания о супруге Ириде, что родила Зефиру сына Эроса, который стал верным помощником влюблённых и самой богини любви Афродиты. В своих творениях Алкей отмечал, что сыновьями Зефира также были кони Ксанф и Балий, что унаследовали от отца бессмертие.
Шли века, а Зефир и истории о нём не переставали вдохновлять поэтов и художников, скульпторов и композиторов. Джованни Баттиста Люлли создал балет «Зефир и Флора», где в танце и музыке рассказана трогательная история бога и его любимой.
Скульптура Огюста Родена «Зефир и Психея» продолжает восхищать публику, а многочисленные творения художников позволяют нам перенестись в мир мифов на крыльях нежного западного ветра. Я не сомневаюсь, что образ нежного и своенравного Зефира ещё не раз появится в искусстве нашего времени и произведениях будущего.