Индуистского бога Яму нередко сравнивают с древнегреческим Аидом, поскольку в основных чертах они схожи. Яма тоже являлся повелителем потустороннего мира, божеством, связанным со смертью, однако это не значит, что он зол и ужасен.
Более того, индийские мифы рассказывают о самоотверженности этого бога, ведь именно ему принадлежит первая жертва, которой стал он сам. Именно этот поступок и стал ключевым в рождении мира и людей. Какие интересные стороны “Царя смерти” открывают мифы Индии? Почему Яму называют богом правосудия?
Яма и его близнец
С Ямой связано много интересных историй и поверий. Примечательным фактом является то, что этот бог присутствует в нескольких религиозных направлениях, однако его культ может меняться в зависимости от региона. Разнообразны и изображения Ямы. Если народ Тибета описывал его как двурукого бога, то в Индии чаще всего он изображался многоруким божеством с синей кожей.
Я хочу заметить, что портрет Ямы может показаться весьма устрашающим, однако не стоит судить по внешности. Порой на древних изваяниях и фресках бог предстаёт перед нами полным мужчиной с головой быка. У Ямы три глаза, а сам он находится в огненном ореоле. Изображения Ямы можно встретить в религиях индуистов, буддистов, финикийских верованиях.
На мой взгляд, самая интересная интерпретация Ямы встречается в индуизме. Его имя созвучно с “йама”, “йами”, что в переводе с санскрита значит близнец”. Это действительно так – у бога есть сестра-близнец Ями. Самые ранние сказания о боге сравнивают его с солнечным светом, его же сестре приписывают власть луны над ночным миром.
Интересный момент описан в Ведах, где нам открывается диалог, произошедший между Солнцем и Луной. Сестра Ямы признаётся, что любит его и мечтает о близости. Несмотря на тёплые чувства, Яма отказывает ей, отвергая мольбы – принципы кровного родства должны строго соблюдаться. Вероятно, именно в этом мифе отражён общественный принцип многих народов – вступать в брак с родственником в Индии строго запрещено.
Был солнцем, стал смертью
Но как же вышло так, что из солнечного божества Яма превратился в бога смерти? Время вносит изменения во все аспекты жизни человека, в том числе и религию. Постепенно Яма приобрёл совершенно новые функции утратив свою солнечную власть.
Согласно поверьям, он бродит по земле среди людей, а сопровождают бога его неизменные спутники – два верных пса. Яма выбирает людей, что отправятся в загробный мир, его собаки относят их в это царство.
Но не стоит спешить с выводами и представлять Яму в демоническом облике. Да, его внешность полна мрачных символов, но это не говорит о злом нраве божества. Индийцы нередко называют своего бога “Властелином смерти и царём справедливости”.
Согласитесь, подобное прозвище жестокое и коварное божество никогда не получило бы. В представлении привеженцев индуизма даже после своей смерти человек продолжает вести привычную жизнь – пусть даже в другом из миров. Кроме того, душа может переродиться и получить лучшее воплощение, чем было прежде.
Яма – бог справедливых законов
Я заметила, что в мифах, связанных с Ямой, почти всегда затрагивается тема законов и общественных принципов. У Ямы было несколько воплощений, первым среди которых стал Видура.
В облике талантливого министра, служившего царю Дхритараштре. Некогда Видура был рождён Дхармараджем, властным человеком, что совершил преступение. За убийство брахмана Дхармарадж понёс наказание, для чего и был рождён Яма в облике Видуры, мудреца и философа, жизнь которого была искуплением грех.
В этом же предании говорится о главном законе, который должен соблюдаться в любом обществе. Проступок, совершённый ребёнком до 14 лет, не является грехом. Если человек умирает, не достигнув этого возраста, Яма отправляет его в светлый из миров (своего рода рай).
Яма – верный помощник и проводник души умершего. Во все времена людей интересовала тайна загробной жизни и её существования. Согласно индийским представлениям, после гибели физической оболочки бог Агни, покровитель огня, помогает душе освободиться (пламя уничтожает тело, что стало ненужным). Затем, как рассказывается в Ведах, дух отправляется в путь через три неба, последним из которых является обитель Ямы. Именно там бог смерти принимает решение, куда отправить душу. Он судит по поступкам и помыслам человека.
Смерть не всегда побеждает
Забирая людей в своё царство, Яма не убивает их, а лишь следует решению судьбы – каждому человеку отмерен свой жизненный путь. Тем не менее, мне встретилось несколько историй, где Яма делает исключение для отдельных личностей. Например, миф о Маркандейе говорит, что юный мудрец должен был уйти из жизни в 16 лет. Маркандейя узнал об этом заранее, а свою недолгую жизнь решил полностью посвятить служению верховному богу Шиве.
В день смерти Яма пришёл за юношей, набросил на него смертельную петлю. В тот миг Маркандейя взмолился к Шиве, и бог защитил своего слугу. Шива убил одним своим взглядом Яму, вернув жизнь мудрецу. Через время бог воскресил правителя мёртвого царства, а своему преданному служителю подарил вечную молодость и бессмертие.
Далеко не всегда Яма предстаёт бескомпромиссным богом, который готов на всё, чтобы сохранить гармонию и равновесие на чашах жизни и смерти. Яркий тому пример – легенда о Савитри и её возлюбленном Сатьяване. Яма сумел прочувствовать любовь несчастной женщины, что готова была последовать за супругом даже в потусторонний мир, после чего вернул тому жизнь. Вот такой противоречивой натурой показан бог Яма в верованиях индийцев.