Тун пайрам – почему праздничный айран в Хакасии считается священным?

Праздники

Каждый год летом жители Хакасии собираются на одном из самых главных праздников этого региона. Местные жители называют его Тун пайрам, а русские дали ему более простое определение – Праздник первого айрана. Отмечать его стали ещё много лет назад.

Считается, что Тун пайрам и вовсе появился в далёком прошлом, когда скотоводческие традиции Хакасии были необыкновенно сильны, и именно за счёт разведения скота люди могли выжить в этих краях. Но официально утверждён праздник был не так давно, в прошлом столетии. Тем не менее именно за это время праздник первого айрана стал масштабным торжеством, которое ярко отмечают и в наши дни. С чем же связан Тун пайрам? И каковы его традиции?

«Первородный праздник»

Тун пайрам появился в Хакасии ещё в древнетюркскую эпоху, много столетий тому назад. Он был связан с летним выпасом скота и первым молоком, полученным от животных. После зимнего отдыха в стойлах коровы и лошади наконец выходили в зелёные долины, где могли вдоволь наесться свежей травы.

Очень скоро такое обильное и прекрасное питание давало свои плоды, и люди наконец могли позволить себе сделать вкусные продукты из молока. Любимым лакомством детей и взрослых, конечно же, был айран. Именно поэтому сохранилось старинное название торжества – Праздник первого айрана. А вот современное название Тун пайрам переводится как «первый, первородный». И действительно, праздник этот связан с оживлением, возрождением, первородностью – да и вообще с природой и самой жизнью.

Тун пайрам связан с оживлением, возрождением, первородностью – да и вообще с природой и самой жизнью / dosug-abakan.ru
Тун пайрам связан с оживлением, возрождением, первородностью – да и вообще с природой и самой жизнью / dosug-abakan.ru

Интересные традиции Тун пайрама

Старинные хакасские обычаи, связанные с Тун пайрамом, весьма своеобразны. Так, например, утром в день праздника жители нескольких деревень собирались на ближайшем холме или горе. Там проводились ритуалы, посвящённые покровителям скотоводства. Считалось, что очень важно в этот день задобрить духов – они помогут уберечь скот от болезней, подарят хороший приплод и обогатят семейство, у которого имеется скотина.

На возвышенности, где собирались люди, разводили большой костёр. Обязательным атрибутом праздника становилась ритуальная коновязь, неподалёку от которой и разжигали огонь. Считалось, что с помощью этой привязи для некоего ритуального коня можно «приручить» добрых духов. Вокруг костра следовало обойти девять раз, после чего окропить пламя айраном. И здесь тоже заметны явные отголоски языческих традиций, когда в дар богам огня приносились продукты и ценные напитки.

На возвышенности, где собираются люди, в честь праздника разводят большой костёр / hiis.ee
На возвышенности, где собираются люди, в честь праздника разводят большой костёр / hiis.ee

Священные напитки и почитание коня

Первый айран и первая арака считались священными молочными напитками. Их ни в коем случае нельзя было проливать на землю. А главное – считалось, что они способны исцелить человека от любых недугов.

Впрочем, пили их и совершенно здоровые люди – они верили, что первый айран может исполнять заветные желания и приносить удачу человеку. Историк и профессор ХГУ Виктор Бутанаев рассказывал в своей книге:

«По древней традиции, конь (ызых) обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен). К хвосту и гриве были привязаны ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку. Изых считался хранителем благополучия скота. Затем аган краплением айрана на ритуальный костер, березки, коновязь благословил небо, землю и пожелал, чтобы скот и молочные продукты не переводились».
Первый айран и первая арака считались священными молочными напитками. способными исцелить от любых недугов / gazeta19.ru
Первый айран и первая арака считались священными молочными напитками. способными исцелить от любых недугов / gazeta19.ru

Быстрее, выше, сильнее

Когда ритуальная часть торжества оставалась позади, народ позволял себе расслабиться и, как говорится, «на других посмотреть, себя показать». В разгар праздника первого айрана народ отправлялся на состязания. Молодые люди (а порой и девушки) демонстрировали удаль в верховой езде, беге и даже борьбе. Хакасы боролись, подвязавшись кушаками. Борцу необходимо было ухватиться за кушак противника и свалить его на землю – лишь в этом случае он мог считаться победителем.

Ещё одним интересным соревнованием было поднимание камня. Огромный валун должен был весить не менее 80 кг. Главные силачи Хакасии пытались поднять его над землёй. Тот, кому удавалось сделать это, становился победителем игр и, конечно, был одарен улыбками восхищённых зрительниц.

Тот, кому удавалось поднять камень, становился победителем игр и, конечно, был одарен улыбками восхищённых зрительниц / abakanbibl.prosvet-edu.ru
Тот, кому удавалось поднять камень, становился победителем игр и, конечно, был одарен улыбками восхищённых зрительниц / abakanbibl.prosvet-edu.ru

Тун пайрам сегодня считается главным праздником хакасов. Но не так давно существовала угроза вымирания старинных традиций праздника первого айрана. После революции народное торжество оказалось практически полностью забытым. Однако в конце прошлого века было решено возрождать обычаи Тун пайрама. В 1980 году праздник был утверждён официально, и с той поры о нём уже никогда не забывали. Этнограф А.Тутатчикова отмечала:

«С первых лет возрождения праздник искал себе пути и способы внедрения в других районах. В первые годы рассматривался кочующий по районам вариант проведения праздника областного масштаба… Это был один из возможных способов внедрения Тун пайрама во всех восьми районах, но эта идея первых организаторов не получила поддержки».

Гостеприимный и яркий праздник со временем стал любимым не только в родной Хакасии, но и в соседних регионах. Возрождение прежних традиций позволило Тун пайраму обзавестись «детьми» – такие же торжества стали проводиться в Туве, на Алтае, в Бурятии, Кабардино-Балкарии и даже Монголии.

Тун пайрам сегодня считается главным праздником хакасов / vs19.ru
Тун пайрам сегодня считается главным праздником хакасов / vs19.ru

Столь широкое распространение традиций Тун пайрама указывает нам, что память о празднике первого айрана до сих пор жива в народе. И в наш вечно спешащий технологический век это торжество продолжают отмечать в Хакасии и ряде соседних регионов. Тун пайрам связан с традициями скотоводства – старинного традиционного занятия многих народов, без которого не обходится и жизнь современного человека.

На обложке: На празднике Тун пайрам / vs19.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий