Цвет смерти, но не жизни – как появилась традиция надевать белые свадебные платья?

Традиции народов

Согласитесь, за последние пару веков мода очень заметно изменилась. Но и сегодня, как и прежде, большинство невест выбирают белое свадебное платье. Для многих из них вопрос цвета такого наряда даже не рассматривается – конечно, подвенечное платье должно быть белым. Но задумывались ли вы, почему именно этот цвет сегодня ассоциируется с платьем невесты?

Оказывается, традиция белого наряда невесты появилась достаточно давно. Уже в конце XIX столетия девушки считали, что на главном торжестве своей жизни они непременно должны появиться в белом. При этом в более ранние времена этот цвет вовсе не считался обязательным для «виновницы» свадебного торжества. Так что же невесты носили прежде? Кто первым надел белое платье? И как распространилась эта мода, ставшая традицией?

Прежние традиции

Ещё в XVIII веке в европейских странах едва ли можно было встретить девушку, решившую облачиться на собственную свадьбу в белое платье. Цвет этот ассоциировался с трауром (вспомнить хотя бы про тот же белый саван), а потому уж никак не мог быть использован для создания праздничного наряда. Как отмечают историки, чаще всего невесты появлялись в красном или золотом одеяниях. Эти цвета ассоциировались с жизнью, благополучием и возрождением.

Словом, сам брак рассматривался как новая жизнь девушки, её переход в новый статус и новые возможности. В столь торжественный день знатные красавицы облачались в свои самые лучшие наряды, расшитые золотом и серебром, надевали самые дорогие украшения. Нужно было произвести впечатление на гостей, а также подчеркнуть свой высокий статус. Одним из немногих исключений стала Мария Стюарт, которая в качестве подвенечного платья выбрала именно белый наряд. Но это, как я уже сказала, было скорее исключение из правил.

Питер Пауль Рубенс «Елена (вторая жена Рубенса) в свадебном платье», между 1630 и 1631 годами Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Питер Пауль Рубенс «Елена (вторая жена Рубенса) в свадебном платье», между 1630 и 1631 годами
Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Мода от королевы Виктории

А вот законодательницей новой моды стала небезызвестная британская королева Виктория. Монархиня в день своего бракосочетания появилась в белом платье. При этом сам наряд был весьма скромным – никакой вычурной вышивки, никакого обилия цветов и даже бархатной мантии.

Сегодня принято считать, что белое платье – символ чистоты и непорочности невесты. Но Виктория вложила совсем иной смысл в этот наряд. Молодая правительница с его помощью заявляла подданным, что является человеком серьёзным и рассудительным. Ей чужды всевозможные излишества и вычурность, а потому и править страной она будет благоразумно и справедливо. По сути, само платье королевы стало своеобразным посланием к народу.

К слову, Виктория отказалась даже от традиционной тиары невесты, которую обычно надевали знатные женщины. Вместо этого голову королевы украшал венок из цветов апельсинового дерева и мирта. Согласитесь, вышло очень нежно и романтично, но вряд ли сама правительница преследовала такую цель. Её задачей было визуальное упрощение наряда.

Впрочем, сторонники романтической версии говорят, что были и иные причины, по которым Виктория выбрала нетрадиционный вариант наряда. По их словам, королева поклялась своему избраннику, принцу Альберту, в вечной любви и верности. Белое платье в этом случае должно было стать олицетворением чистоты помыслов невесты и её духовного богатства.

Джордж Хейтер «Свадьба королевы Виктории», 1840 год Местонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания
Джордж Хейтер «Свадьба королевы Виктории», 1840 год
Местонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания

Траурный наряд

Интересно, что некоторые историки считают, что традицию носить белые платья на свадьбе для невест ввела Анна Австрийская. Супруга французского короля, представительница монаршего рода Габсбургов, она не хотела выходить замуж за человека, выбранного её родителями.

Людовик Тринадцатый, которому суждено было стать её супругом, тоже не пылал страстью к юной невесте, да к тому же сама Франция была на грани войны с Испанией. Словом, Анна считала, что её брак непременно завершится смертью, а потому в качестве свадебного наряда выбрала белое платье – то самое одеяние, в котором обычно не выдавали замуж, но хоронили.

По сути, и этот вариант стал символом – потери надежды, приближения скорой гибели и предчувствия трагедии. Впрочем, для Анны Австрийской день её свадьбы и правда оказался траурным днём. Но в дальнейшем всё оказалось не так худо, как предполагала женщина. Более того, её сын стал одним из самых известных французских королей, тем самым Королём-Солнце. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Питер Пауль Рубенс. Фрагмент картины «Портрет Анны Австрийской», 1622 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Питер Пауль Рубенс. Фрагмент картины «Портрет Анны Австрийской», 1622 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Русские обычаи

А что же на Руси? Здесь девушки в старину шили себе цветные сарафаны, которые надевали в определённые дни свадьбы. Допускалось использование голубого, зелёного цветов, однако главным нарядом невесты становился красный сарафан, который дополняла расшитая вышивками и дополненная оберегами рубаха. Разумеется, представить, что в день бракосочетания невеста может появиться в белом, никто не мог. Цвет этот неизменно ассоциировался со смертью, а в образе невесты должны были воплощаться жизнь, здоровье и красота. Всё это в полной мере соответствовало красному наряду, но никак не простому белому платью.

Мода выходить замуж в белом в Россию, как и многие другие традиции, пришла из Европы. Кстати, по поводу правильности выбора белого платья и сегодня не умолкают споры – сторонники сохранения старинных обычаев твердят, что это совершенно неправильно, и невесте следует выбрать более «живые» цвета.

Иван Семенович Куликов «Убор невесты», 1907 год / artchive.ru
Иван Семенович Куликов «Убор невесты», 1907 год / artchive.ru

Конечно, любая девушка, готовясь к свадебному торжеству, вправе сама решать, какой наряд она выберет для столь важного дня. Но интересно, что сегодня есть немало невест, которые намеренно отказываются от привычного белого одеяния или же дополняют его иным цветом. Не исключено, что именно так формируется мода, которая спустя какое-то время превратится в новую традицию.

На обложке: Фрагмент картины Марии Станиславовны Молодых «Невеста»

МУСАГЕТ
Добавить комментарий