Сегодня слово «Домострой» нередко используется в негативном ключе – якобы подобные нравы являются пережитком прошлого и совершенной дикостью, о которой вспоминать не стоит. Однако именно «Домострой» на протяжении многих веков регулировал нормы нравственной, семейной и даже общественной жизни наших далёких предков. Более того, в этом сборнике содержались не только «дикие» для современного человека наставления, но и советы, которые остаются актуальными по сей день.
Именно «Домострой» позволяет нам «заглянуть» в прошлое и понять, по каким правилам и принципам жили в старину на Руси. Сборник этот в том виде, в каком мы его знаем, появился ещё в пору правления Ивана Грозного, но исследователи уверены – в нём были собраны семейные «законы» и обычаи, которых придерживались ещё за много столетий до появления Московского государства. Итак, чему же учил «Домострой»? Какие старинные семейные традиции он раскрывает нам? И действительно ли насилие в семье было нормой для того времени?
Наставления для народа
Издавна на Руси создавались произведения, авторы которых старались донести до общества правила, по которым человек должен жить. Одно из самых известных таких творений – «Поучения Владимира Мономаха». Но куда большую известность приобрёл «Домострой», написанный понятно и доходчиво, а потому превратившийся в своего рода «настольную» книгу, которой пользовались едва ли не в каждой семье. Не менее важную роль сыграло то, что «Домострой» был переведен на обыденный язык в то время, как большая часть литературы той поры издавалась на церковнославянском языке.
В наше время выражение «жить по Домострою» часто носит негативный оттенок. И нередко его употребляют по отношению к неблагополучным семьям, где нередко применяется рукоприкладство – дескать, домашнее насилие – пережиток «дикого» прошлого. Но сам «Домострой» большинство обывателей оценивают именно по наставлениям о наказаниях, не зная, что как раз касательно них автор труда, монах Сильвестр, попытался написать как можно мягче. Итак, какими же должны быть отношения в семье, если исходить из принципов «Домостроя»?
Бить или не бить?
Автор этого знаменитого труда явно понимал, что на Руси немало «буйных» мужей, которые способны бить своих домочадцев. Чтобы хотя бы частично, с помощью слова усмирить их нрав, Сильвестр постарался в как можно более мягкой форме рассказать о телесных наказаниях, причём отметил, что прибегать к ним нужно только в крайнем случае – если супруга и дети совсем уж отбились от рук. Кроме того, он прямо отмечает, чем и как можно, а чем и как – нельзя бить, чтобы не допустить смертоубийства:
«…по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным… а плетью с наказанием бережно бити, и разумно…»
Несомненно, Сильвестр старался смягчить нравы читателей, которые обратились к его книге. А ведь в те времена домашнее насилие вовсе не было редкостью – и не только на Руси, но и во всех европейских странах. Выходит, что «Домострой» не акцентировал внимание на наказаниях, а напротив, учил, как нельзя наказывать. Подобные принципы, конечно, уже давно не актуальны. Но чему и нас, современных людей, может научить «Домострой»?
О вере и праведности
Автор знаменитого труда, собравший множество старинных традиций в одной книге, большое внимание уделял вопросам веры. Он считал, что именно следование заповедям Божьим поможет человеку праведно жить и создать гармоничные отношения с другими. Более того, именно заповеди Господни в понимании Сильвестра являются основой счастливой и благополучной семьи. Также он учил гуманному отношению ко всякому человеку:
«…к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым…»
Отцы и дети
Не меньше внимания в «Домострое» уделяется воспитанию детей, а также отношениям между родителями и их чадами. И здесь, заметьте, тоже никакого упоминания о рукоприкладстве или обучении с помощью палки. Напротив, монах писал, что каждый родитель несёт ответственность перед своими детьми. От него зависят их будущее и дальнейшая судьба.
Каждый младший член семьи должен почитать своего отца, однако и тот обязан заботиться о своих детях. Если же дети были скверно воспитаны, человека ждали укоризна соседей и гнев Божий. А вот за добрые поступки и помощь в делах детей следовало хвалить, причём прилюдно, чтобы такая похвала стала стимулом для дальнейшей работы.
Несмотря на то, что многие века женщины на Руси крайне редко становились ключевыми фигурами в общественной и политической жизни, «Домострой» не умаляет их значения. Да, жена должна подчиняться своему мужу, однако в семейной иерархии она занимала второе место. В её ведении находилось всё домашнее хозяйство, ей должны были подчиняться дети и прислужники. Более того, вопросы, связанные с домашней экономикой, глава семьи должен был обсуждать со своей женой, поскольку решающее слово в таких делах оставалось именно за ней.
По сути, «Домострой» ярко отражал традиции того времени, но вовсе не был сборником «диких» правил, как многие считают сегодня. Да, рукоприкладство сегодня считается неприемлемым в семье, однако всё остальное (соблюдение заповедей, уважительное отношение к родителям, ласковое – к детям) по-прежнему актуальны. Выходит, что и нравы далёкого прошлого мало отличаются от того, что мы видим сегодня. Разве что женщины теперь стали решать гораздо больше вопросов, да и вера является приоритетом далеко не в каждой семье.
На обложке: Фрагмент картины Ивана Семёновича Куликова «В крестьянской избе», 1902 год. Местонахождение: Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия