Бутылка о борт и женщина на корабле – интересные традиции моряков

Традиции народов

Бывалые моряки неспроста говорят, что море – это мир особенный, и на флоте существует немало специфических традиций, часть которых понятна далеко не каждому обывателю. Здесь есть не только свои порядок, устав, строгие правила, но и обычаи, которых мореплаватели придерживаются на протяжении нескольких веков.

Флотские традиции существуют в любой стране, где есть флот. Некоторые из них стали всеобщими, другие же понятны морякам исключительно определённого государства. Кстати, о многих из них вы, несомненно, наслышаны. Но знаете ли вы, откуда пошёл обычай разбивать о борт корабля бутылку шампанского? Почему принято отдавать честь судам? Отчего моряки нередко носят серьгу в ухе, а также брюки-клёш? И почему в старину считалось, что женщина на корабле – к беде?

Приветствие

И много веков тому назад, и сегодня у моряков принято приветствовать другие корабли. Это сопровождается гудком, а также вызовом команды наверх. Иногда матросы даже отправлялись на марсы или реи, отдавая честь проходившим судам и громко крича: «Ура!».

Обычай этот возник ещё до появления русского флота. Прежде его придерживались английские и шведские моряки. Даже в манускрипте Роджера Марбекка сохранилась запись о том, что приветствие должно проводиться в максимально торжественной обстановке. Изначально делали так только в порту, где корабли встречал адмирал. Со временем капитаны так стали делать и при встрече друг с другом.

Исстари на флоте было принято приветствовать встреченные в море суда / fotorelax.ru
Исстари на флоте было принято приветствовать встреченные в море суда / fotorelax.ru

Спасительная серьга

Необычные традиции на флоте связаны и с внешним обликом моряков. Так, например, у многих из нас пираты (а они тоже мореплаватели) ассоциируются с серьгой в ухе. Такой атрибут со временем стал неизменной частью пиратского образа. Однако такое украшение в ухе должно было служить не только символом богатства его обладателя.

Как правило, серьги пираты носили на случай, если при шторме будут смыты волной в море. Во время кораблекрушения человек мог выжить, добравшись до берега. В этом случае серьга была всем имуществом, которое имелось у него. Учитывая ценность металла и камней, он вполне мог обменять её на немалую сумму, получив деньги для приобретения жилья и пищи.

Иногда серьга в ухе была спасительной для пиратаАндрей Алексеевич Шишкин «Пират», 2013 год / a-shishkin.ru
Иногда серьга в ухе была спасительной для пирата
Андрей Алексеевич Шишкин «Пират», 2013 год / a-shishkin.ru

«Хитрые» брюки

Ещё один узнаваемый атрибут облика моряка – брюки-клёш. Считается, что появились они ещё много столетий тому назад – сначала в европейских странах, а затем в России. Носили их вовсе не из желания выделиться, но из практичных соображений.

Одним из непременных атрибутов облика моряка были брюки-клёш / voenflot.ru
Одним из непременных атрибутов облика моряка были брюки-клёш / voenflot.ru

Брюки, расширенные внизу, намного легче прихватить в нижней части, чтобы не промокнуть. Они не сковывают движений при лазании по реям, но главное – из такой одежды гораздо легче освободиться в воде. Упав за борт, моряк мог быстро сбросить брюки, а с ними и лишний вес, что помогало ему продержаться на поверхности до прибытия помощи.

«Крещение» корабля

Выбор имени для корабля – тоже особенный ритуал. Это сакральное действо, которое издавна отражало надежды владельцев судов. И сегодня моряки верят, что есть «счастливые» и «несчастливые» имена кораблей. При этом считается, что правильно подобранное название способно принести удачу и самому судну, и его команде. Обязательным является ритуал «крещения», во время которого в торжественной обстановке официально объявляется имя корабля.

Это самое «крещение» и стало одной из самых известных флотских традиций. Во время спуска корабля на воду принято разбивать бутылку шампанского о борт. Традиция эта берёт истоки ещё с древности. В далёком прошлом греки омывали корабль водой, чтобы освятить его и получить благословение богов. Вавилоняне в качестве жертвы, посвящённой удаче корабля, использовали быка. А у таитян было принято окроплять корабль человеческой кровью.

Поначалу традиция эта носила религиозный характер, но после Реформации перестала быть ритуальным действом, хотя и сохранилась. Одними из первых бить бутылки о борт корабля стали англичане. В старину в Британии спуск нового корабля на воду, как правило, превращался в банальную пьянку. Знать пила из дорогих кубков, которые выбрасывала за борт. Но со временем кораблей становилось всё больше, и народ решил не тратиться на кубки, ограничившись винной бутылкой.

Сказать, кто именно придумать разбивать о борт именно шампанское, историки не могут. Но впервые бутылка игристого вина была разбита при спуске корабля в 1890 году. С той поры многие стали использовать именно этот напиток для своеобразного «крещения» судна.

Бутылка шампанского, разбивающаяся о борт корабля - своеобразный ритуал «крещения» нового судна / travelask.ru
Бутылка шампанского, разбивающаяся о борт корабля – своеобразный ритуал «крещения» нового судна / travelask.ru

Самая загадочная почта

Но ещё до появления традиции окроплять корабль вином моряки использовали бутылки для совсем иных нужд. Речь идёт о бутылочной почте. Уж кто из нас не зачитывался в детстве историями о найденных в море бутылках с посланиями! Это, несомненно, одна из самых романтичных и загадочных традиций.

Моряки использовали бутылочную почту как средство для просьбы о помощи, надеясь, что кто-то прочтёт их послание. Кроме того, бутылки помогали отслеживать морские течения. Постепенно такая почта стала символом надежды и связи между мирами. Несмотря на то, что шансы у послания в бутылке быть найденным крайне малы, мореплаватели верили, что удача не подведёт, и их письмо окажется в человеческих руках.

В наши дни женщины успешно осваивают флотские профессии / function.mil.ru
В наши дни женщины успешно осваивают флотские профессии / function.mil.ru

Ну и самая несправедливая, если можно так выразиться, морская традиция связана с присутствием женщин на корабле. Сегодня представительницы прекрасного пола занимают многие должности на флоте, но прежде появление дамы на судне считалось скверным знаком. Согласно старинным представлениям, сам корабль был «особой» женского пола. Нередко суда называли женскими именами. Моряки считали, что корабль может «приревновать» команду к другой даме и привлечь беду. Конечно, это только суеверие.

На обложке: Фрегат «Адмирал Григорович» / sdelanounas.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий