Традиции марийцев – что известно о «последних язычниках Европы»?

Традиции народов

Сегодня в России живёт по меньшей мере 540 тысяч человек, которые причисляют себя к народу марийцев. Казалось бы, не так уж мало, но что нам известно об их традициях? Практически ничего, а ведь марийцы являются одним из самых интересных и колоритных народов нашей страны. 

Некогда они были воинственными и грозными племенами, внушающими ужас своим противникам. Сегодня же марийцев называют последними язычниками Европы. Несмотря на распространение христианства и принятие новой веры, марийцы сумели сохранить древние обычаи и ритуалы предков, отчего их обряды кажутся совершенно уникальными – ещё бы, ведь в них смешиваются православие и язычество. Что же могут поведать нам традиции народа Республики Марий Эл?

Немного истории

Марийцы (мари), которых в дореволюционные времена называли также черемисами, принадлежат к финно-угорским народам. Историки утверждают, что на территории Поволжья эти племена появились не менее полутора тысяч лет назад. С ходом времени выделились две этнические группы марийцев – луговые и горные. Различались они не только национальными костюмами, но и верованиями, культурой, языком.

 Марийские земли находились в составе Золотой Орды и Казанского ханства. А вот частью России они стали лишь во второй половине XVI века. Но переход под власть русского царя вовсе не означал покорности черемисов. Напротив, в ту пору марийцы показали себя как воинственные и жестокие люди, готовые до последнего бороться за свои права. 

Во время Черемисских войн многие марийцы предпочли уехать из России. Смешавшись с другими племенами, они потеряли национальные особенности своей культуры. Те же мари, которые остались на своей исторической родине, приняли православие. Вот только полностью новая вера так и не смогла вытеснить языческие обряды.

Одна из этнических групп народа - горные марийцы / mobillegends.net
Одна из этнических групп народа – горные марийцы / mobillegends.net

Религиозные традиции марийцев

Если говорить о марийской религии, то она по сей день играет важную роль в жизни людей. Верховным божеством считается Ош Поро Кугу Юмо – Большой Белый Бог. К нему каждый может обратиться за помощью. Этот верховный покровитель отличается могуществом и суровым нравом. Помимо него, существует немало других небожителей. Особенное внимание марийцы придают почитанию стихий. Даже в наши дни на их землях можно увидеть ритуалы, связанные с почитанием духов огня, воды, земли.

Как и во многих других древних религиях, добрым божествам противостоят злые духи. Они способны серьёзно навредить человеку или животному, принести беды и болезни. Кроме того, злые божества нередко вступают в борьбу с добрыми покровителями, и в такие моменты на землю обрушиваются катастрофы и бедствия. Среди злых духов особенно выделяются Керемет и Вувер, которые отличаются большим могуществом.

Сегодня в Республике Марий Эл можно увидеть православные храмы, но вы нигде не увидите святилищ, посвящённых языческим божествам. Почему? Дело в том, что издавна марийцы не строили храмов для почитания своих богов. Священными местами считались не здания, а рощи, куда приносили жертвы великим покровителям. И это неудивительно. 

Мари считали, что во время молитвы следует обращаться к деревьям, ведь именно там находится обитель божеств. Поразительно, но сегодня в Марий Эл насчитывается более 300 священных рощ, в который марийцы до сих пор проводят ритуалы и участвуют в таинствах религиозных обрядов. Такие рощи находятся под особой защитой – в них строго запрещено рубить деревья и разжигать костры.

Мари считают, что во время молитвы следует обращаться к деревьям, ведь именно там находится обитель божеств / © Ольга Бондарева / nazaccent.ru
Мари считают, что во время молитвы следует обращаться к деревьям, ведь именно там находится обитель божеств / © Ольга Бондарева / nazaccent.ru

Обряд изгнания духа

В наши дни марийская культура во многом походит на традиционную славянскую, однако есть в ней и неповторимые колоритные особенности. Многие путешественники с удовольствием наблюдают за проведением обряда Сурем ужо. Это один из самых древних марийских ритуалов, причём подразумевает он изгнание злого духа из деревни.

Проводить Сурем ужо следует в ночь на 6 мая. Как раз в эту пору начинается период выпаса скота на пастбищах и, согласно поверьям, следует избавиться от злого духа, который может принести мор и болезни животным. Участники обряда прыгают через костёр, что связано с обрядом самоочищения. Как вы понимаете, чаще всего активными исполнителями действа является молодёжь. 

Затем компания отправляется по деревне. Очень важно производить максимальный шум – он, как верят, позволяет изгнать духа. Именно поэтому участники процессии гремят металлическими предметами и звенят колокольчиками. Хозяева, возле домов которых проходит эта шумная компания, угощают её участников яйцами, хлебом, молоком. Вернувшись к костру, народ съедает часть угощений, а часть закапывает. Так марийцы приносят дар земле, которая помогает в изгнании злого духа.

В день Сурем ужо злым духам явно не поздоровится / zapovednik.space
В день Сурем ужо злым духам явно не поздоровится / zapovednik.space

Особенности культуры

Поскольку в старину у марийцев не было письменности, их культура сосредоточена в устном народном творчестве. Многие старинные предания, переданные из уст в уста, и сегодня можно услышать на народных фестивалях Марий Эл.

Кроме того, во время таких праздников часто звучат мелодии, исполняемые на шувыре, национальном марийском инструменте. Он напоминает волынку, а изготавливается из коровьего мочевого пузыря, бараньего рога и трубки. Кстати, на шувыре часто играют во время исполнения ритуальных танцев, призванных очиститься от злых духов.

Во время праздников часто звучат мелодии, исполняемые на шувыре, национальном марийском инструменте / народы74.рф
Во время праздников часто звучат мелодии, исполняемые на шувыре, национальном марийском инструменте / народы74.рф

Знакомясь с традициями марийцев, невольно поражаешься, как мало нам известно о народе, проживающем совсем близко. Марийцы действительно сумели сохранить старинные верования, гармонично соединив их с современными реалиями жизни. Но главное – этот небольшой народ был и остаётся самобытным и поистине уникальным.

На обложке: Молитва в священной роще / © Юлиана Салиева / maavald.ee

МУСАГЕТ
Добавить комментарий