Святовит – четырёхликий витязь славянского пантеона

Верования

Погружаясь в удивительный мир славянской мифологии, мы знакомимся с самыми разными божествами. Самыми могущественными среди них являются боги Белого Света – такие, как, к примеру, Святовит, о котором и пойдёт речь. Некоторые исследователи считают его одним из воплощений доброго Белобога, другие – самостоятельным божеством.

Несомненно, Святовит играл важную роль в мирозданье и ежедневном жизненном цикле. Мы не можем представить нашу жизнь без дня и ночи, без света и тьмы, что сменяют друг друга. Однако сам Святовит был необычным светлым богом. Он выступал покровителем войны и честного сражения Какие же функции исполнял древнеславянский бог? Что сохранилось о нём в старинных источниках?

Имя Святовита

В фольклоре западных славян встречаются самые разные вариации имени Святовита. К примеру, можно увидеть формы Свентовид или Световид. Несмотря на различия в написании и звучании, речь идёт об одном и том же божестве. Конечно, происходит имя бога от славянских слов.

Первая часть его сразу же указывает на принадлежность Святовита к светлой стороне. Вторая же часть имени вызывает вопросы исследователей. Корень “вит” может указывать на родство со словами “витязь”, “воин”. Если такая трактовка верна, то Святовит – это “светлый воин”, что совершенно точно характеризует бога.

Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие. Павел Васильевич Ильин «Свентовит»
Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие
Павел Васильевич Ильин «Свентовит»

Облик божества

Как же выглядел Святовит? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку ни одно из старинных изображений бога не дошло до наших дней. В некоторых источниках упоминается об Арконском храме, где располагался идол Святовита. Внешне он напоминал могучего воина. Крепкие доспехи защищали тело бога, под ним был добрый конь, что напоминал богатырского скакуна.

Однако в облике Святовита была одна необычная деталь. У него было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом. Вероятно, именно благодаря такой способности видеть весь мир Святовит мог вовремя противостоять тёмным силам

Как мне кажется, именно город Аркона был центром культа этого бога. По крайней мере, так часто, как в отношении этого населенного пункта, Святовит нигде более не упоминается. В «Деяниях данов», созданных Саксоном Грамматиком в XIV веке, есть упоминание о храме бога:

“Посреди города (Арконы) была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей”.
У Святовита было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом Виктор Анатольевич Корольков «Световид»
У Святовита было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом
Виктор Анатольевич Корольков «Световид»

Почитание Святовита

Аркона была одним из главных культурных и политических центров балтийских славян, в частности, племени руян. Не исключено, что для них Святовит занимал главное место в пантеоне, затмевая могущество знаменитых Перуна или Сварога. К изваянию божества приносили подношения дважды в год – видимо, речь идёт о празднествах, посвящённых Святовиту. Саксон Грамматик отмечает особенные аспекты в облике бога:

“В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку.  Кроме того, этот бог имел также храмы в многих других местах. Кроме того, при нем был конь, совершенно белый…”
Город Аркона был центром культа Святовита Александр Борисович Угланов «Рассвет Арконы»
Город Аркона был центром культа Святовита
Александр Борисович Угланов «Рассвет Арконы»

Бог с особыми атрибутами

В этом описании можно отметить две важных детали. Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие (на это указывает рог). Кроме того, интересным символом является наличие четырёх голов. Это – не только четыре стороны света, но и четыре грани мира, четыре времени года. По сути, Святовит олицетворял собой весь мир, что был бескрайним и единым, поскольку соединялся в одном боге.

Меч в руке Святовита указывает на его принадлежность к светлому воинству, а также на связь с грозами. Обителью божества считалась небесная высь. Согласно преданиям западных славян, во время грозы происходила битва Святовита и тёмных духов, что желали захватить наш мир. Конечно, добрый бог одерживал победу.

Святовит - это светлый воин Дывоока Васильева «Световид»
Святовит – это светлый воин
Дывоока Васильева «Световид»

Функции и способности бога

Святовит, как рассказывают предания, появлялся над миром каждую ночь. Именно он был защитником света, который стремились поглотить враги. Святовит храбро сражался с любой нечистью и мрачными божествами. В «Славянской хронике» Гельмольда и вовсе указывается, что он занимает наивысшее место среди прочих богов:

“Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают”.

Особое место при храме Святовита занимал конь бога. Его отбирали среди самых лучших лошадей. За животным тщательно ухаживали, давали ему лучшими кормами. Рассказывали, будто именно на этом коне бог каждую ночь совершает своё путешествие по небу. Как говорили в народе, случалось такое, что конь, оставленный на ночь в загоне, к утру был взмыленным и уставшим. Этот священный конь Святовита помогал предсказывать будущее.

С его помощью даже гадали. Животное жрец вёл под уздцы. Всё зависело от того, какой ногой и как переступит конь порог храма. Если первый шаг в святилище зверь делал с правой ноги – это сулило удачу. Если же спотыкался – следовало ждать трудностей и бед.

Всеволод Борисович Иванов «Храм бога Свентовида»
Всеволод Борисович Иванов «Храм бога Свентовида»

Святовит не так известен как Перун или Велес, однако для племён западных славян этот бог был главным в пантеоне. Он олицетворял собой свет, хотя оставался воином. Святовит был истинным защитником, витязем, что вынужден был каждую ночь вступать в битву с тьмой – во имя прихода нового дня, победы света.

На обложке: Казимир Перковский «Святовит»

МУСАГЕТ
Добавить комментарий