Индийская культура многим из нас кажется яркой палитрой из удивительных обычаев, своеобразных танцев и мелодичных песен – Болливуд, да и только! Однако в традициях Индии есть место и мрачным ритуалам, которые соблюдались на протяжении многих столетий. Один из них – сати. Названный красивым женским именем, этот ритуал и сегодня вызывает шок у европейцев.
Властями Индии строго запрещено проводить сати, а для нарушителей и участников даже предусмотрено уголовное наказание. Согласитесь, нечасто бывает так, чтобы в стране наказывали за соблюдение старинных обычаев. Но в случае с сати всё как раз очень понятно. Что же подразумевает эта традиция? Как она зародилась и распространилась в Индии?
Жуткий ритуал
Индия – страна самобытная и поистине уникальная. Для её культуры характерно немалое число всевозможных обрядов. Есть обязательные правила проведения церемонии свадьбы, похорон, инициации. Что примечательно, многие обычаи прошли через век, практически не изменившись – и это несмотря на то, что долгое время Индия находилась под властью Британии (а это ведь тоже оставило свой отпечаток).
И всё же далеко не всегда стоит радоваться стойкости какого-либо обряда. На протяжении многих веков индийские женщины придерживались ритуала сати. Он предполагал самосожжение вдовы на погребальном костре её мужа.
На самоубийство, да ещё и в такой жуткой форме, женщина шла по собственной воле. однако сегодня из исторических источников известно, что нередко на вдову оказывали давление старейшими общины и её родственники. По сути, отказ совершить сати мог рассматриваться как предательство покойного супруга. В Индии предполагалось, что женщина, пожертвовавшая собой во имя памяти мужа, обретёт покой в потустороннем мире.

Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания
Особенности ритуала
Чаще всего сати проводили через день после смерти мужа. Исключением мог стать тот случай, когда мужчина погибал вдали от дома, например, во время войны с неприятелем или дальнего странствия. Перед обрядом женщина должна была тщательно умыться и расчесать волосы, после чего надевала своё свадебное платье. Сати считался неким подобием свадьбы.
Считалось, что на небесах она вновь встретит своего супруга и он, как прежде, узнает её в алом платье невесты. Звучит это, наверное, даже несколько романтично, однако на самом деле сати представлял кошмарное зрелище.
К костру вдова шла пешком, даже если тот находился в достаточном отдалении от дома. Всякий, кто встречался на пути женщины, мог присоединиться к печальной процессии. Кроме того, вдову сопровождали её родственники и священнослужитель, которому женщина каялась в совершённых грехах.
Перед совершением сати духовный наставник окроплял умершего и вдову водой из Ганга, которая считалась священной и возрождающей. Иногда обречённой на скорую смерть давали выпить особенного травяного настоя. Тот обладал наркотическим действием, чтобы во время сати женщина не испытывала страшной боли. Вдова могла лечь на погребальном костре рядом с телом покойного или же войти в огонь, когда тот разгорится.

Назад дороги нет
Учитывая то, что в старину в Индии браки совершались с достаточно большой разницей в возрасте, мужья нередко покидали своих жён, раньше отправляясь в иной мир. В этом случае перед женщиной вставал выбор – последовать за супругом или же получить осуждение общественности. Если она решалась на сати, отказаться или передумать уже не имела права.
При попытке бежать женщину загоняли обратно на костёр длинными шестами. Впрочем, иногда обряд совершался чисто символически. Ещё до того, как погребальный костёр поджигали, женщина подходила к телу мужа и ложилась рядом с ним. Когда же огонь начинал пылать, она выходила из костра невредимой.
Чаще всего ритуал сати исполняли женщины из высших каст и представительницы знатных семейств. После смерти вельможи вместе с ним нередко хоронили его жён и наложниц, а в некоторых регионах вместо сати женщин погребали заживо вместе с покойным супругом.

Местонахождение: Флоренция, около 1816 года
Легенда о Шиве и Сати
Как полагают исследователи, появление жуткого индийского обряда было связано с легендой о боге Шиве и его возлюбленной Сати. Отец девушки невзлюбил избранника дочери, однако Сати продолжала любить бога против воли родителя. Она ушла из дома и стала жить у священной горы Кайлас, где обитал Шива.
Придя однажды в отцовский дом, она услышала, как отец воздаёт хвалу самым разным бога, вот только имя Шивы так и не было упомянуто. Оскорблённая Сати заявила родителю, что готова своей смертью доказать преданность великому богу. После этого женщина взошла на жертвенный костёр, который горел у дома. В дальнейшем Сати переродилась в прекрасную Парвати, которая стала супругой Шивы.
Интересно, что некоторые историки считают, что эта легенда ничего общего с ритуалом сати не имеет – разве что название обряда такое же, как имя главной героини предания. А ведь и правда: Шива в легенде не умирал, а сама Сати стремилась лишь защитить честь избранника. Как бы то ни было, но сам ритуал возник приблизительно в 500 году нашей эры и сохранялся даже в прошлом веке.

Далеко не всегда радуешься, когда какая-то старинная традиция уходит в прошлое – в такие моменты понимаешь, что культура народа постепенно необратимым образом меняется. Но в случае с сати очень хорошо, что ритуал этот уже не совершается, а попытки «возродить» его преследуются по закону. К счастью, сегодня в Индии поняли, что настоящая любовь вдовы – это вовсе не смерть, а жизнь, в которой женщина хранит память о безвременно ушедшем супруге.
На обложке: Фрагмент иллюстрации сцены сати, около 1830 года / wiki.mgpu.ru