Самая скандальная пьеса Мольера – почему Людовик XIV запретил комедию «Тартюф»?

Пьеса «Тартюф, или Обманщик» Мольера, как бриллиант на солнце, играет разными гранями: комедия, обличающая и высмеивающая пороки современного драматургу времени, наполнена острой сатирой, постепенно переходит в фарс, а в последнем действии приобретает оттенок трагедии.

То, что пьеса середины XVII в. пережила столетия и не потеряла своей актуальности, доказывает высокая оценка таких классиков, как Пушкин, Белинский, Гюго, Бальзак. Да и в XXI в. «Тартюф» с успехом ставится в лучших театрах мира. Вот только для своего времени комедия была слишком смелой. Настолько смелой, что Людовик XIV после просмотра тут же ее запретил.

Карикатура на духовенство

Сюжет пьесы «Тартюф» для XVII века был, мягко говоря, неудобоваримой. Задумка написать комедию «на злобу дня» (собственно, вполне в стиле Мольера) появилась у драматурга в 1663 г. Он всегда придерживался мнения, что публику нужно «развлекать и наставлять» комедией. Не зря именно Мольер возвел несерьезную комедию на один уровень с трагедией. В 1664 г. трехактная пьеса была представлена королевскому семейству и многочисленным придворным во время празднества «Увеселение волшебного леса».

Французское дворянство прекрасно знало, насколько сильно Людовик XIV благоволил Мольеру и негласно позволял драматургу едко «прохаживаться» в пьесах по королевским придворным. Король был впечатлен пьесой. Однако остальные, встретив первый акт при полном восторге, к концу постановки пребывали в большом недоумении. Одно дело высмеивать праздное времяпрепровождение маркизов и графов, потешаться над лавочниками и ремесленниками. Но совсем другое дело вторгаться в область религиозную.

Пьеса обличала членов тайной религиозной организации «Общество святых даров», которые под видом борьбы с ересью преследовали неугодных, независимо от их статуса, и стремились контролировать общественное сознание. Главный герой Тартюф – полнейший и законченный плут, мошенник, соблазнитель, шпион и доносчик в одеждах священнослужителя. Он совершает «свои пакостные деяния», но при этом постоянно цитирует Священное Писание. В первом варианте пьесы герой не несет никакого наказания в конце. Справедливость не торжествует, лицемерие продолжает властвовать.

Карл Хофф. Иллюстрация к пьесе «Тартюф», 1892 год
Карл Хофф. Иллюстрация к пьесе «Тартюф», 1892 год

Тема «благовидного обмана» вообще была очень актуальной для того времени (впрочем, как и во все времена). Мольер говорил: «Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели». Не зря «Тартюфа» называли одним из самых реалистичных произведений Мольера.

Пьеса наделала много шума в религиозных кругах и вызвала скандал при дворе, ведь королева-мать Анна Австрийская являлась покровительницей «Общества святых даров». Она после премьеры демонстративно покинула Версаль. Королю ничего не оставалось, как запретить постановку.

Жан Огюст Доминик Энгр «Людовик XIV обедает с Мольером», 1837 год Местонахождение: Комеди Франсез, Париж, Франция
Жан Огюст Доминик Энгр «Людовик XIV обедает с Мольером», 1837 год
Местонахождение: Комеди Франсез, Париж, Франция

Борьба за жизнь и за «Тартюфа»

Одним запретом постановки беды Мольера не закончились. «Общество» требовало казни драматурга – сожжения на костре как еретика за то, что тот сочинил «карикатуру на духовное сословие», а также «осрамил всю католическую церковь, показав ее в неприглядном и презренном виде».

Однако перспектива быть позорно казненным (да и вообще казненным) не испугала Мольера. Ни за одну свою пьесу Мольер не боролся так, как за «Тартюф», даже под угрозой расправы. Он направил прошение королю, в котором отстаивал право представить «Тартюф» публике. Однако Людовик XIV не хотел обострять отношения с могущественными клерикальными кругами и оставил прошение без ответа. Впрочем, и прошение о казни «безбожника» было отклонено.

Спустя три года Мольер все же добился своего. В 1666 г. умерла Анна Австрийская. В 1667 г. король, собираясь в поход во Фландрию, дал своему любимчику устное согласие на постановку. К этому времени Мольер трижды исправил пьесу: расширил до пяти актов, придал главному герою светский вид и изменил концовку (мошенник Тартюф теперь получал по заслугам). Успех пьесы в Париже был огромным.

Но уже на другой день королю снова было отправлено прошение запретить постановку. Автором письма являлся сам президент парижского парламента. В это же время архиепископ пражский пригрозил горожанам отлучением от церкви, если они будут читать, смотреть или слушать «Тартюфа».

Комедия «Тартюф» на сцене Малого театра, 2018 год / © Евгений Люлюкин / dev.maly.ru
Комедия «Тартюф» на сцене Малого театра, 2018 год / © Евгений Люлюкин / dev.maly.ru

Пьеса снова оказалась под запретом. Теперь на полтора года, до упразднения «Общества святых даров». В 1669 г. скандальный и многострадальный «Тартюф» окончательно вышел из опалы и вновь с триумфом прошел в театре Пале-Рояль. В первый же год пьеса «заработала» рекордные 45 000 ливров, что в 4 раза больше «Скупого», самой успешной постановки Мольера предыдущего сезона.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий