Прозерпина – богиня весны из мира мёртвых

Верования

Какой могла быть богиня подземного мира, мрачного царства мёртвых? Несомненно, первая ассоциация возникает с некой демонической личностью, но древнеримская Прозерпина является полной противоположностью столь стереотипному образу. Её образ, как и у многих римских божеств, был заимствован из греческой мифологии. “Коллегой” Прозерпины была Персефона, воплощавшая красоту, юность и весну. Те же качества переняла и римская небожительница.

Столь нежный и даже лирический образ не мешал богине выступать и в роли владычицы подземного царства, где правил её супруг, бог мира мёртвых Плутон. Именно с ним связан один из самых известных мифов римлян. Основой предания служила греческая легенда, но народ Рима добавил некоторые колоритные особенности и немного изменил характеры героев. Итак, давайте знакомиться с прекрасной Прозерпиной, оказавшейся в мире, где нет места ни юности, ни весне.

Необыкновенная богиня

Прозерпина сочетала в своих функциях достаточно противоположные аспекты. С одной стороны, она выступала покровительницей весны и процветания, ассоциировалась с силами плодородия и изобилием.

С другой же, Прозерпина властвовала над мрачным подземным миром, являясь “царицей мёртвых”. При этом не стоит демонизировать образ Прозерпины. Даже в своей тёмной обители она оставалась доброй и сострадающей покровительницей, готовой прийти на помощь людям или душам.

Данте Габриэль Россетти «Прозерпина», 1874 год Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания
Данте Габриэль Россетти «Прозерпина», 1874 год
Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания

Похищение Прозерпины

Но у вас может появиться вполне логичный вопрос: как богиня весны оказалась в подземном мире? Именно об этом нам рассказывает одна из самых известных легенд, связанных с именем Прозерпины. Юная богиня была невероятно хороша собой.

Зная об одиночестве Плутона и красоте Прозерпины, находчивая покровительница любви Венера решила соединить их судьбы. Она подослала Амура, что выстрелил в сердце властителю подземного царства. Когда Плутон увидел Прозерпину, гуляющую на лугу с подругами, он забыл обо всём на свете. Бог сотворил прекраснейший цветок, который вырос неподалёку от места, где находилась красавица.

Алессандро Аллори «Похищение Прозерпины», 1570 год Местонахождение: Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Алессандро Аллори «Похищение Прозерпины», 1570 год
Местонахождение: Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Прозерпина увидела его и тут же решила сорвать для своего букета. Но в тот миг, когда хрупкие пальчики коснулись цветка, земля разверзлась, а из её недр вырвалась колесница, в которую были запряжены чёрные “адские” кони.

Плутон схватил девушку и унёс её в подземное царство, где сделал своей супругой. От себя хочу отметить, что, несмотря на факт похищения, вряд ли Прозерпина выступала против такого союза (тем более, Венера наверняка всё предусмотрела). Впрочем, изначально юная богиня действительно была не на шутку испугана, что можно увидеть в различных произведениях искусства, посвящённых этому мифу.

Суд богов

Итак, Прозерпина осталась в мире мёртвых вместе с супругом, а её мать Церера, не зная о судьбе дочери, тщетно пыталась найти ту на земле. А ведь Церера была богиней плодородия и земледелия. В период её скорби земля перестала дарить жизнь растениям. Люди понимали, что скоро страшные голод и мор поглотят всё живое. И тогда народы земли взмолились Юпитеру, который, кстати, приходился Прозерпине родным отцом.

Лишь услышав крики о помощи, доносящиеся с земли, Юпитер понял, сколько страданий принесло Церере баловство Амура. Верховный бог велел собрать совет божеств. К тому времени Церера уже знала, кто похитил её дочь, а потому требовала от Плутона немедленно вернуть Прозерпину. Но, с другой стороны, она ведь уже была его законной супругой, а потому дело принимало серьёзный оборот.

Богиня Церера тщетно пыталась найти дочь на земле / © Shanina Conway / fineartamerica.com
Богиня Церера тщетно пыталась найти дочь на земле / © Shanina Conway / fineartamerica.com

На мой взгляд, Юпитер, выступивший судьёй в этом споре, поступил вполне мудро. Он отметил, что навсегда забрать Прозерпину у Плутона невозможно, однако и сам властитель мрачного мира поступил неправильно и несправедливо по отношению к матери своей супруги.

По решению совета богов было установлено, что треть года юная красавица будет находиться в чертогах мужа, а вот оставшееся время проведёт на земле с матерью. Когда Прозерпина возвратилась к Церере, вся земля расцвела, а почва приобрела новые силы, благодаря чему стали вырастать новые растения, цветы, ценные культуры. Люди были спасены, а потому посвятили Церере и Прозерпине весенние праздники, которые проходили ежегодно.

Фредерик Лейтон «Возвращение Прозерпины», 1891 год Местонахождение: Музей искусств Лидс, Великобритания
Фредерик Лейтон «Возвращение Прозерпины», 1891 год
Местонахождение: Музей искусств Лидс, Великобритания

Природа и Прозерпина

Кстати, есть в этой легенде ещё одна интересная деталь. Плутон, опасаясь, что его возлюбленная останется навсегда жить на земле, перед её дорогой к матери подложил в пищу Прозерпины зёрнышко граната.

Оно, согласно традициям, связывало людей, а потому богиня всегда возвращается в царство мёртвых. Именно поэтому на земле сменяются времена года. В этих привычных для нас переменах можно уловить и настроение Цереры. Весной она радуется появлению дочери, а потому даёт жизненные силы и растениям, и животным, и людям.

А осенью, понимая, что скоро Прозерпина оставит мать, впадает в тоску, начиная увядание природы. В зимнее же время Церера находится в глубокой скорби, из-за чего и всё живое погружается в сон, словно “умирая” на время вместе со своей юной богиней.

Джованни Бернини «Похищение Прозерпины», 1621-1622 годы Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Джованни Бернини «Похищение Прозерпины», 1621-1622 годы
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Я неслучайно отметила, что сюжет из мифа о Прозерпине и Плутоне, образ самой Прозерпины пользовались популярностью у мастеров самых разных эпох. Наиболее известным стало изваяние, созданное итальянским архитектором Джованни Бернини. Он ярко и реалистично изобразил миг похищения юной красавицы, дополнив известную нам историю драматизмом и экспрессией, выраженной в мраморе. Не менее ярким образ Прозерпины стал у Данте Россетти в одноимённой картине.

На обложке: Фрагмент картины Жана-Франсуа де Труа «Похищение Прозерпины», 1735 год. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий