Новогодний волшебник африканцев – кто придумал праздник Кванзаа?

Праздники

Одни народы празднуют Рождество, другие встречают Новый год, а у афроамериканцев есть собственный зимний праздник – Кванзаа.

Это панафриканское торжество возникло совсем недавно, хотя и уходит корнями в языческие обряды. Основателем праздника считается Маулана Каренга – профессор университета, предложивший африканцам вернуться к своим корням.  

Идейный вдохновитель 

Маулана Ндабезита Каренга (настоящее имя Рональд Маккинли Эверетт) родился в 1941 г. в Парсонсбурге, штат Мэриленд. Он происходил из афроамериканской семьи, в которой воспитывалось 14 детей. Рональд был самым младшим. Его отец арендовал ферму и нанял семерых сыновей для обработки полей. Согласно соглашению, семья получала долю урожая, излишки которого могла продать. 

Достигнув совершеннолетия, Рональд переехал в Лос-Анджелес к старшему брату, поступил в колледж, а затем продолжил учебу в Калифорнийском университете, получив степень магистра политических наук. 

Во время учебы он активно изучал историю и традиции африканских народов, выучил несколько иностранных языков, активно поддерживал движения, защищающие права чернокожего населения США. Именно тогда Рональд взял себе псевдоним Маулана Каренга, означающий «главный учитель», «хранитель традиций».

Когда Каренга уже преподавал в университете, он задумался над созданием собственного праздника для афроамериканцев, которые в то время вместе со всеми жителями США отмечали Рождество. Каренга призвал отказаться от зимнего праздника, который считал «религией белых», и вернуться к «корням».  

Маулана Каренга призвал заменить Рождество праздником Кванзаа / sbsun.com
Маулана Каренга призвал заменить Рождество праздником Кванзаа / sbsun.com

Традиции «первого плода» 

Впервые Кванзаа отметили в 1966 г. За основу Каренга взял африканскую традицию «первого плода» (собственно, что в переводе и означает слово «кванзаа») – церемонию подношения первого урожая богам. Этот праздник уходит корнями в языческие времена и до сих пор существует в некоторых африканских государствах и племенах. 

Однако Каренга отбросил его религиозную составляющую и предложил отмечать Кванзаа с целью поддержки и сохранения африканской культуры и традиций. Кванзаа основывается на семи принципах, прославляющих единение и духовное просвещение. 

Символами праздника стали семь свечей черного, красного и зеленого цветов. Черный символизирует африканский народ, красный – борьбу за права, а зеленый – надежду. В течение недели празднования принято украшать дом в эти цвета, наряжаться в национальную одежду и играть на африканских музыкальных инструментах. На 6 день праздника устраивают семейный ужин, на стол подают национальные блюда. А в последний день (1 января) дарят подарки. Они должны быть скромными и поучительными, т.к. Кванзаа отвергает расточительство и материальные излишки.

Кванзаа - это яркие наряды, традиционные песни и танцы, национальные блюда и праздничные подарки / holidays-today.com
Кванзаа – это яркие наряды, традиционные песни и танцы, национальные блюда и праздничные подарки / holidays-today.com

Темное прошлое профессора 

Маулана Каренга состоял во многих организациях, выступающих за равноправие всех граждан США. Некоторые из этих организаций были весьма радикальной направленности. 

В 60-70-х гг. проявляли активность члены движения «Черная сила», к которому Каренга также присоединился. «Черная сила» не была связана с политикой, а официально занималась «помощью чернокожим людям в самоопределении» и несла в массы «психологические и культурные послания».  

Однако позже Каренга стал одним из основателей «Организации США», которая содействовала афроамериканскому культурному единству, но на деле превратилась в националистическую группировку. Во многом воинственную репутацию организация приобрела из-за конфликта с другой организацией «Черная пантера». 

В 1971 г. Каренга был арестован и обвинен в нападении и незаконном лишении свободы нескольких женщин. Лидеры «Черной пантеры» поспешили прибавить к этому обвинение в убийстве нескольких членов их организации. 

Каренга все обвинения отрицал и считал свой арест политическим заказом. Он был заключен в мужскую колонию, а через 4 года, благодаря обращениям к нескольким чернокожим чиновникам, освободился условно-досрочно. С тех пор Каренга называет себя политическим заключенным.

Маулана Каренга состоял в организациях весьма радикальной направленности / photos.com
Маулана Каренга состоял в организациях весьма радикальной направленности / photos.com

Многие организации, в которых состоял Каренга, уже распущены. Да и сам характер борьбы чернокожего населения Америки за свои права изменился. Однако придуманный им праздник продолжает существовать. И хотя он не так популярен (по статистике, его отмечают только 2% афроамериканцев), в разных странах его поддерживают люди, увлекающиеся африканской культурой.

На обложке: Кванзаа / pridemagazine.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий