Издавна народ Индии поклонялся великой созидающей силе солнца. Как и многие другие племена, индийцы обожествляли светило, называя его богом Сурьёй. Одним из самых важных периодов для солнца и людей считается праздник Макара Санкранти.
В древних текстах Вед рассказывается, что во время перехода из одного знака зодиака в другой солнце особенно сильно влияет на земную жизнь. Одно только слово “Санкранти” значит “изменение”, что вполне точно характепонгризует верования, связанные со священным днём. Куда же входит светило-Сурья в Макара Санкранти? Чем примечателен этот праздник в Индии?
Макара Санкранти – солнечный переход
Несмотря на то, что праздник Макара Санкранти насчитывает уже много веков, поверья, связанные с ним, и сегодня живут в неизменном виде. Индийцы считают, что за 6 часов до и после солнечного перехода человек наделён особыми силами. Этот период не подойдёт для бракосочетания или завершения важных дел, но он идеален для планирования, создания новых целей и первых шагов к и достижению.
В переводе с санскрита “Макара” означает “Козерог”, и это вполне красноречиво объясняет, в какой знак входит могущественный Сурья, путешествующий по небосклону. Это время отличается от прочих переходов. Макара Санкранти – это начало возрождения света и солнечной энергии. Начиная со священного дня, солнце приобретает всё больше силы, сияет всё ярче, помогая и людям впитывать новые силы.
В ведических традициях Макара представлен животных водной стихии, крокодилом, на котором восседает бог Варуна. Подобно тому, как солнце увеличивает светлую часть суток, Макара Санкранти побеждает тьму и разгоняет мрак.
Не менее уникален праздник. Фестиваль Макара Санкранти – единственный в Индии, основанный не на лунном, а на солнечном календаре. Сегодня его празднуют 14 января, хотя постепенно дата смещается из-за наклона земной оси. Например, тысячелетие тому назад он приходился на 31 декабря.
Праздник возрождения и света
В Ведах период солнцестояния называется рождением новой части года, что очень верно. Макара Санкранти символизирует возрождение света и тепла, возвращение долгих дней и абсолютного могущества Сурьи. В индийских мифах очень интересно описаны особенности движения планет, которых люди представляли богами.
В преданиях рассказывается, что в Макара Санкранти Сурья отправляется к своему сыну Шани, что ассоциируется с Сатурном и знаком Макара (Козерога). У отца и сына непростые взаимоотношения. Согласно легендам, Шани был рождён тенью жены Сурьи. Этот бог предпочитает находиться в темноте. Как вы понимаете, его солнечны отец является полной противоположностью Шани.
Весь год юный бог живёт в отдалённом уголке Вселенной, а в день Макара Санкранти Сурья посещает его. Солнечный покровитель идёт с добром, и на время отец и сын забывают о своих различиях, что мешают им ладить.
Макара Санкранти – светлый праздник очищения – как физического, так и духовного. Индийцы спешат совершить омовение в реках, подносят дары Сурье. Во многих регионах этот праздник связан и с фестивалем первого урожая, а потому солнцу выделяют щедрую часть собранных плодов.
Макара Санкранти открывает череду праздников, объединённых названием Кумбхамела. В этот день наблюдается появление массы паломников в священных индийских городах, где, согласно мифам, один из демонов пролил священный эликсир амриту. Люди верят, что несколько её капель упали в воду Ганга, и теперь омовение в реке приносит абсолютное духовное очищение, возрождение человеку.
Традиции Макара Санкранти
Накануне Макара Санкранти жители самых разных регионов Индии стремятся навести порядок в своих домах. 13 января считается удачным временем для избавления от мусора и старых вещей, это прекрасный день для генеральной уборки в жилище.
Пышное торжество начинается с праздника Понгал. Это слово означает “сладкое блюдо из риса”, и одноимённое лакомство готовят в деревнях и городах Индии. В Южной Индии крестьяне чествуют бога солнца Сурью и священную корову за посланные дары, собранный первый урожай. Понгал – важная часть Макара Санкранти. Несмотря на то, что он занимает лишь первую половину солнечного фестиваля, “праздник в празднике” имеет свои традиции. Длится он, как правило, четыре дня.
В первый из них отмечать праздник следует в семейном кругу. Именно для своих родных и близких хозяйки готовят то заветное “блюдо сладкого риса”, которым освящается торжество.
Второй день связан непосредственно с поклонением Сурье. Мне очень понравилась занимательная традиция этого периода. В своих двориках женщины рисуют узоры, используя рисовую муку и красную глину. Так народ прославляет силу солнца, демонстрируя ему свою преданность.
Третий день называется Понгал скота, и связан он с традициями скотоводства. Индийцы украшают рога коров цветами, чистят скот и устраивают показательные шествия по центральным улицам городов. Молодежь соревнуется за звание самого ловкого и бесстрашного. Для этого юноша должен успеть снять мешочек с монетами, что прикреплён к рогу бегущего быка.
Макара Санкранти начинается и завершается празднованием в семейном кругу. Этот фестиваль позволяет не только вспомнить обычаи далёких предков, но и осознать, насколько тесно мы связаны с окружающим миром и даже целой Вселенной. Неспроста с давних времён люди обожествляли солнце. Даже в наш технический век оно продолжает играть ключевую роль для жизни человечества.