Большие лохматые “чудовища”, горные звери спускаются со склонов, возвещая о наступлении весны – именно так выглядит основная часть фестиваля Игби, что проводится в Дагестане. Этот праздник уходит корнями в Средневековье, а его история связана со старинными традициями встречи тепла и проводов зимы. 

Исследователи относят его к циклу весенних обрядов, однако сами дагестанцы называют Игби днём середины зимы. Поразительно, но этот праздник совершенно уникален, а его аналогов не найти в культуре других народов Северного Кавказа. Где проходит удивительный карнавал? Чем он может удивить? Какие древние традиции Игби продолжают существовать и сегодня?

Вот таких персонажей можно встретить на Игби
Вот таких персонажей можно встретить на Игби

Время и место проведения

Ежегодно в дагестанском селе Шаитли, что расположено в Цунтинском районе, на праздничный карнавал собираются местные жители и гости страны. Старожилы Дагестана рассказывают, что первые празднования Игби начались в XVII-XVIII веках, о чём рассказывали их предки. Однако исследователи предполагают, что основа фестиваля появилась ещё в Средние века. 

В старину подобные традиции встречи весны были распространены во многих горных регионах Европы и части Азии, однако со временем обычаи были забыты, и остался лишь один островок этой уникальной культуры – Шаитли.

По традиции праздник должен проводиться 5 февраля, однако сегодня эта дата не всегда попадает на день карнавала. Дело в том, что принять участие в Игби хотят и дети, и взрослые, а потому фестиваль переносят на ближайшее к нужной дате воскресенье, чтобы все желающие могли посетить праздник в выходной день.

Символы праздника Игби

Главные действующие лица карнавала практически не изменились за много столетий. Как и прежде, в центре действа находится Квидили. Это огромный великан, напоминающий монстра с огромным ртом. Его соратники – боци. Их роли исполняют молодые люди, переодетые в волчьи костюмы. 

Ещё один неотъемлемый атрибут и символ праздника – традиционная дагестанская выпечка. Изделия из теста напоминают бублики и называются “иг”. Нетрудно догадаться, что и название Игби напрямую связано с этими праздничными угощениями.

Ежегодно в дагестанском селе Шаитли празднуют Игби
Ежегодно в дагестанском селе Шаитли празднуют Игби

Дань для “волков”

Как же проходит Игби? Утром в воскресный праздничный день с гор спускаются “звери”. Каждый из волков-боци одет в меховую шубу, высокий шерстяной колпак и традиционную обувь. “Волки” часто несут в руках деревянные мечи, а их предводитель держит ритуальную палку, украшенную мехом и рогатиной. 

Помощниками боци являются мальчики 7-10 лет. Поскольку сами “звери” не должны разговаривать со зрителями и другими участниками фестиваля, их требования людям передают дети. Я не сомневаюсь, что маленьким “пажам” устрашающих боци очень нравится играть свою роль.

Но “звери” должны получить свою дань от каждого дома селения. Для этого вместе с помощниками они обходят всех соседей, которые передают процессии по одному игу. Эти бублики хозяин дома вещает на меч одного из боци. 

Принятые дары “волки” нанизывают на длинные палки, которые торжественно несут от дома к дому. Забавно, что у дагестанцев принято пробовать отобрать кусочек ига у его обладателей. 

Например, нередко процессию “зверей” сопровождают женщины, что пытаются улучить момент и украсть заветный иг. Дело это нелёгкое – боци пристально следят за своим имуществом. Если же удача улыбнётся похитительнице, значит, весь год она будет счастлива.

Квидили – грозный судья Игби

Пока боци обходят селение, на главной площади Шаитли уже собирается народ. В наше время праздник привлекает всё больше гостей и туристов, а оттого Игби проходит массово и весело. 

Кстати, в современной версии карнавала стали появляться новые действующие лица, причём самые неожиданные. Это шайтан, скелет, военный, полицейский, врач. Все они по-своему взаимодействуют со зрителями, дожидаясь прихода “волков”.

Когда боци возвращаются на площадь, начинается кульминация праздника. Со стороны Хора к селению направляется гигант Квидили. Этот великан выступает судьёй на празднике. 

Один из жителей села оглашает ему список провинившихся односельчан. Боци хватают нарушителей и тянут их к проруби, где заставляют войти по колено в воду. В этот момент Квидили рассказывают о тех жителях села, что отличились трудом и добросовестностью. Великан милует провинившихся, ведь добро всегда побеждает.

Расправа над великаном

Важной частью Игби становятся задания для участников. “Звери” дают приказы зрителям, что должны повиноваться. Например, боци может заставить танцевать того, кто хмуро стоит в стороне. Если человек откажется, “волк” силой вытащит его в центр круга и заставит плясать.

В полдень сам Квидили расплачивается за свою жестокость. Один из боци валит его на мосту, идущем через реку. В театрализованном действе праздника Игби демонстрируется убийство великана, тело которого “волки” уносят с собой в дальнюю часть квартала. 

Народ начинает приветствовать весну и петь песни. Переодевшись в свою обычную одежду, исполнители ролей возвращаются на праздник. Очень важно не раскрыть тайну того, кем был участник Игби – это принцип старинного ритуала.

Завершение Игби
Завершение Игби

Праздник Игби может показаться нам необычным и странным, но, мне кажется, он отдалённо напоминает Масленицу. Во время фестиваля народ с помощью “зверей”-покровителей расправляется с жестоким великаном, устраивает проводы зимы и призывает весну скорее вступить в свои права. В карнавале Игби есть немало древних ритуалов, и просто чудесно, что эти традиции далёких предков сохранились до нашего времени.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий