Хохлома – чудо, созданное человеческими руками

Традиции народов

Если бы меня спросили, какое искусство Руси я считаю настоящим чудом, сразу ответила бы – хохлому. Эта потрясающая роспись не знает равных себе, она словно переносит нас в сказку, где основой являются красота, яркость и гармония.

Давным-давно древнерусские мастера открыли это волшебство, что создавалось руками человека. Нанося узор оловом, они покрывали его лаком, после чего рисунок приобретал золотой блеск. Это искусство и получило название золотой хохломы. Когда впервые в Древней Руси стали заниматься хохломской росписью? Какой путь проделало это искусство? И какие предания ходили о нём в народе?

Мастера-изгнанники

Издавна хохлома считалась главным украшением деревянной посуды, а потому история росписи тесно связана с началом массового изготовления ложек, черпаков и мисок из дерева. Естественным желанием для народных мастеров было стремление украсить предметы быта, а также сделать их более долговечными.

Распространение деревянной посуды припадает ещё на X век, но я хочу обратить ваше внимание на то, что и гораздо раньше в Древней Руси люди использовали дерево для быта, однако именно в указанный век деревянная посуда начинает процесс своего усовершенствования.

Если прежде деревянные ложки и миски просто покрывали лаком, то с XVII века появляется великолепная хохлома. Не секрет, что названа роспись была в честь одноимённого села, что располагалось прежде в Нижегородской губернии. Чаще всего художниками становились так называемые «утеклецы», а именно – люди, что бежали в отдалённое поселение, скрываясь от гнёта властей или козней помещиков.

Впрочем, со временем хохломская роспись стала достоянием многих деревень, а в Хохлому привозили товары, которые оттуда направляли в более крупные сёла и города. Многие исследователи считают, что впервые хохлома появилась в Ковернино, а потому сегодня герб района содержит элементы хохломской росписи.

Село Хохлома, давшее своё имя уникальной росписи, 1917 год
Село Хохлома, давшее своё имя уникальной росписи, 1917 год

Загадки хохломы

Только представьте, насколько изменилась посуда с появлением чудо-росписи! Довольно скромные на вид деревянные изделия теперь превратились в настоящие произведения искусства. Народ отмечал в хохломе и блеск солнца (та самая «позолота»), и сияние вечерней зари (оттенок киновари). Однако относительно появления хохломы, а точнее – первых мастеров, у историков есть две разных версии:

  • Самое распространённое предположение, как я уже говорила, – появление старообрядцев в районе села Хохлома и окрестных деревнях. Многие из них были талантливыми художниками, умели делать росписи на иконах. Чтобы получить средства к существованию, они и решили промышлять привычным делом, а именно – делать изображения на посуде.
  • В пользу второй версии говорят находки у Нижнего Новгорода. Старинная посуда принадлежит к XVI веку. Местные мастера использовали для окраски посуды оловянный порошок, с помощью которого и создавали прекрасные узоры.
Пётр Петрович Кончаловский «Хохломские мастерицы», 1936 год Местонахождение: МТЦ Золотая хохлома, Семёнов, Россия
Пётр Петрович Кончаловский «Хохломские мастерицы», 1936 год
Местонахождение: МТЦ Золотая хохлома, Семёнов, Россия

Легенды об «огненном» узоре

Конечно, на тему возникновения хохломской росписи можно спорить вечно, но, несомненно, люди, что создавали такое чудо, пользовались большим уважением в народе. Есть древнее предание о том, что первый мастер делал роспись волшебной кистью и особыми красками. Когда царь увидел посуду, украшенную в хохломском стиле, тут же понял, кто может делать это.

Целый отряд стражников был отправлен в леса Заволжья, однако мастера предупредили о приказе царя арестовать его. Умелец, чьё имя так и осталось тайной, вовремя скрылся в чаще, а вот свои кисти и краски оставил людям, научив делать «огненную» роспись. В хохломе и правда воплощена огненная стихия.

Посуда, что сменилась с деревянной на глиняную, должна была пройти закалку огнём в печи. Немало пламенного цвета и в рисунках хохломы, что на тёмном фоне кажутся и правда сказочными.

Другое предание о хохломе также связано с её огненным оттенком, однако имеет более печальный финал. Когда царём были введены новые правила иконописи и церковных обрядов, недовольный этим художник Андрей Лоскут бежал в глухую деревню, где не могли его осудить за старообрядчество. Был он славным иконописцем, а потому стал расписывать для крестьян поделки и посуду.

Проведал о том патриарх Никон, велел арестовать Андрея. Не сдался иконописец солдатам, а сжёг себя в собственной избе. Перед смертью завещал художник людям продолжить его дело. Рассыпался он яркими искрами, что и подарили краски росписи – «пламенной» хохломе.

Легенды о хохломе рассказывают, почему эта роспись такая яркая, огненная / picsy.ru
Легенды о хохломе рассказывают, почему эта роспись такая яркая, огненная / picsy.ru

Уникальность рисунков

Хохлома стала исконно славянским традиционным искусством, слава о котором распространилась на весь мир. Наши предки восхищались красотой и могуществом природы, а потому именно природа стала основой в большинстве рисунков хохломы. Тип узора мог отличаться в зависимости от размера и назначения посуды.

Например, на объёмных предметах изображали пышные цветы, крупные ягоды и листья. Более миниатюрные предметы могли иметь лишь одну главную деталь, которую дополняли мелкие элементы: травки, ягоды, бутоны.

Ранее в хохломе художники использовали голубую, зелёную, синюю краски, однако со временем эти цвета уступили место красному, золотому и чёрному, что придавало яркость и визуально утяжеляло лёгкую деревянную посуду.

Простая и скромная посуда с помощью хохломской росписи превращается в произведение искусства / tourmoscu.com
Простая и скромная посуда с помощью хохломской росписи превращается в произведение искусства / tourmoscu.com

Искусство хохломской росписи живёт и сегодня. Конечно, современных мастеров не так много, однако у хохломы нашего времени есть два главных центра – город Семёнов и деревня Сёмино, где существует союз мастеров Ковернинского района. В хохломе есть и красота, и великолепие, и даже немного волшебства, о котором рассказывают легенды. А значит, у этого искусства есть будущее.

На обложке: Хохлома / culture.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий