Среди огромного множества древнегреческих легенд особое место занимают местные предания, что со временем стали частью общей истории. Конечно, далеко не всегда в них описываются реальные факты, а мифическая составляющая занимает значительное место, они позволяют увидеть нам прошлое глазами людей того времени. К таким сказаниям можно отнести и истории об Эрихтонии и Эрехтее.
Они были потомками Кекропа, основателя Афин и всей Аттики. Каждый из этих правителей отличился своими делами, имел собственные приоритеты и принципы. Кто же они – легендарные афиняне Эрихтоний и Эрехтей?
Эрихтоний – ребёнок-змея
Относительно происхождения Эрихтония в мифах прослеживается явное разногласие. Одни предания называют его сыном Кекропа и афинской царицы, другие утверждают, что младенец родился у Гефеста без участия матери, либо стал порождением союза бога-кузнеца и земли.
Несмотря на это, наставницей юного Эрихтония стала совсем другая богиня, Афина. Мудрая и решительная, она осознавала, что облик ребёнка покажется странным и даже пугающим многим смертным. Почему же? Дело в том, что нижняя часть тела Эрихтония была змеиной, что, конечно, вызывало страх у людей. Чтобы не допустить трагедии, Афина поместила малыша в ящик, где он рос сам по себе, после чего передала ребёнка на воспитание дочерям Кекропа, основателя Афин.
Девушкам богиня строго запретила открывать крышку с младенцем, однако те пошли на поводу у любопытства и ослушались её. Когда царевны открыли ящик, их взору предстал жуткий новорожденный ребёнок, тело которого завершалось змеиным хвостом, что обвивал малыша. Испуганные девушки бросились прочь, но, увы, не удержались на скалах, где находилась “колыбель” Эрихтония, и сорвались вниз.
Правление Эрихтония
Огорчённая Афина забрала Эрихтония к себе, и до взросления он находился в храме богини. Возмужав, юноша изгнал из Греции Амфиктиона, после чего занял престол Афин. Как несложно догадаться, он всю жизнь хранил благодарность Афине, что не просто воспитала, но и наделила его мудростью.
В честь своей покровительницы Эрихтоний учредил ежегодные Панафинеи – игры и празднества, посвящённые богине. Одной из самых значимых заслуг этого правителя стало использование колесниц – как во время спортивных состязаний, так и в бою.
Царь Афин – Эрехтей
Но если правление Эрихтония было вполне мирным и успешным, гораздо сложнее пришлось его потомку, Эрехтею. Согласно легендам, у него был брат-близнец Бут.
После смерти отца они разделили власти Эрихтония между собой, причём Эрехтей занимался политическими вопросами, а Бут оказывал поддержку жрецам и храмам. Однако годы правления для Эрехтея оказались крайне сложными. В это время между Афинами и Элевсином разгорелось противостояние.
Элевсинская армия на тот момент значительно превосходила по численности афинское войско. Опасающийся за участь своего города Эрехтей отправился за советом к оракулу в Дельфы. Ответ был неутешителен: Афины могли одержать победу в войне лишь в том случае, если в жертву царь принесёт одну из своих трёх красавиц-дочерей.
Как гласит легенда, Эрехтей вынужден был пожертвовать Хтонией. Однако ещё за несколько дней до жестокого ритуала все сёстры поклялись друг другу, что не станут жить без одной из них. Во время жертвоприношения две другие девушки, Протогения и Пандора, также покончили с собой.
Вскоре после проведения страшного обряда настало решающее сражение. Эрехтей встретился лицом к лицу с Иммарадом, героем и предводителем элевсинцев. Воины вступили в поединок, и бой был долгим и изнурительным.
Предводители противоборствующих сторон ни в чём не уступали друг другу, а потому исход сражения не был ясен. Однако Эрехтею удалось с помощью проворства одержать верх над Иммарадом. Ловко он метнул копьё в противника, и тот упал мёртвым на землю.
Смерть Эрехтея
В бесконечную скорбь впал отец Иммарада. Пошёл он к берегу моря, где принялся со слезами рассказывать о своём горе богу Посейдону. Тот, как я хочу заметить, недолюбливал афинян, поскольку некогда проиграл спор с Афиной, а город Афины был назван в честь богини.
Для морского владыки афиняне и сама Аттика были вечным напоминанием о поражении, навсегда оставшемся в памяти. Выслушал горькие речи несчастного отца Посейдон, после чего твёрдо решил расправиться с Эрехтеем.
Относительно смерти афинского правителя есть несколько версий. Посейдон, вероятно, решил лично расправиться с ним, поскольку многие мифы рассказывают, будто бог морей бросил свой трезубец в Эрехтея. Другие легенды описывают, как морской повелитель затопил дом афинского царя, что утонул в своём жилище.
Не так часто, но всё-таки встречаются версии о том, что Посейдон действовал не сам, а попросил Зевса отомстить Эрехтею, после чего в афинянина была брошена молния, удар которой стал смертельным.
После гибели Эрехтея царствовать в Афинах стал его сын, Кекропс Второй. Он продолжал дело отца, однако не отличился какими-либо значимыми деяниями или славными подвигами. Впрочем, затмить Эрихтония и Эрехтея в качестве правителя было крайне сложно.
Эрихтоний и Эрехтей – отец и сын, чьи судьбы оказались такими непохожими друг на друга. Они оба правили в Афинах, посвящая этому городу и всей Аттике немало своих сил и стараний. Несмотря на это, судьба Эрехтея показала, что и боги далеко не всегда справедливы. Вынужденный пожертвовать дочерью и потерявший в итоге трёх детей, Эрехтей пытался доказать преданность своей родине. Но, как часто показывает жизнь, далеко не всегда цель оправдывает средства.
На обложке: Фрагмент картины Хендрика Хиршопа «Дочери Кекропа находят Эрехтея», 1672 год. Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды