Допекание ребёнка — сказка или реальность?

Обряды народов

Когда я в детстве читала сказки «Жихарка», «Ивашка и ведьма» и подобные им, я и представить не могла, что в реальной жизни детей действительно сажали на широкую лопату для выпечки хлеба и совали в печку, как это пытается сделать Баба-яга с Жихаркой или Ведьма с Ивашкой.

Между тем обряд «допекания ребёнка» существовал практически у всех славянских народов и у некоторых неславянских (например, финно-угорских).

Что же это за обряд?

«Допекание» («перепекание») ребёнка заключалось в том, что младенец помещался на хлебной лопате и его троекратно сажали в тёплую печь. Обычно это делала мать, реже свекровь или повитуха. В этом обряде ребёнок сравнивался с хлебом, а роды – с выпечкой хлеба. В некоторых случаях ребёнку перед отправлением в печь делали как бы кокон из ржаного теста, только глаза и нос оставляли открытыми.

В процессе обряда младенец «допекался» – как бы заново рождался, доделывался до полноценного физического состояния.

Часто обряд сопровождался ритуальными диалогами. Когда одна из женщин стояла у печи с ребёнком, другая заходила в избу и спрашивала: «Что делаешь?». Первая отвечала: «Хлеб пеку», на что получала ответ: «Ну, пеки, милая».

Обряд допекания ребенка

Зачем это было нужно?

С давних времён и почти до XX-го века с помощью «допекания» старались вылечить больного ребёнка, исправить какие-то врождённые недостатки или доходить недоношенного младенца.

Рахит, артроз, болезни пищеварения воспринимались нашими предками как нечто чужеродное, пришедшее с новорождённым из иного мира и, если не удавалось освободиться от этих напастей обычными средствами, то прибегали к «переделыванию» самого ребёнка.

Почему в печи?

Печь, домашний очаг у многих народов является центром человеческого мира и одновременно служит проводником в мир небесный и мир предков.

Печка символически принадлежит женщине, это её владения, её царство. В русских загадках печь представлялась матерью («Мать толста, дочь красна, сын сизенький, в небо улетел»). И в сказках печь всегда выступает помощницей людям (например, сказка «Гуси-лебеди»).

Печь даёт тепло, еду, здоровье. Главный продукт – хлеб, рождается в печке. Поэтому её уподобляли женскому чреву, из которого появляется новая жизнь. И в то же время печь через трубу связана с потусторонним миром, где живут предки, куда можно отправить скорби и болезни.

Допекание ребенка

И действительно поможет?

Детская смертность в старину была очень высокой. Тяжёлые роды тоже не были редкостью. К «допеканию» обращались часто, возможно потому, что у ребёнка после троекратного сажания в печь действительно запускались иммунные процессы в организме, что приводило к выздоровлению.

Но много сообщений было и о том, что после проведения обряда ребёнку становилось ещё хуже, часто дети умирали. В таких случаях говорили: «Бог дал, Бог и взял, значит не жилец на этом свете».

Сказка – быль?

В сказочном мире для героев нашего обряда всё заканчивалось благополучно. Ивашка проявлял смекалку, и злая ведьма сама попадала в печь и там сгорала. Некоторые интерпретируют такой поворот событий переосмысленными воспоминаниями самих детей, тех, кто прошёл через обряд «допекания ребёнка».

Вот так сказка, прочитанная в детстве, обернулась настоящей реальностью, что ещё раз убедило меня в том какой удивительный волшебный мир подарили нам предки!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Оцените статью
МУСАГЕТ
Добавить комментарий