Симхамукха – грозная богиня Тибета

Верования

Что вам известно о тибетской мифологии? Наверняка очень мало, ведь её не изучают в школе, да и на просторах Интернета не так часто можно увидеть сведения о божествах тибетцев. Тем не менее эта часть культуры Тибета поражает своей яркостью и самобытностью. Пример тому – весьма необычный образ богини Симхамукхи, которая и сегодня остаётся одной из самых почитаемых небожительниц.

Каким вы видите древнее женское божество? Наверняка, в мыслях появляется образ Матери-прародительницы, милой красавицы или олицетворение весны и вечной юности. Всё это совершенно не подходит к нашей дакини (так тибетцы называют женских духов). Симхамукха  – это воплощение ярости и гнева, весьма грозное, но по-своему справедливое. Итак, какова же таинственная тибетская богиня? И почему сегодня на Тибете всё чаще звучат воззвания к ней?

Внешность Симхамукхи

В тибетском буддизме Симхамукха является одним из наиболее значимых воплощений верховной дакини. К слову, дакини – это не только тибетский вариант богини и женского духа, но и указатель того, что обладательница звания имеет представление о тайных учениях, хранительницей которых является. Надо признать, что один только взгляд на Симхамукху позволяет удивиться. На древних изображениях эта богиня выписана так живописно, что напоминает не столько женщину, сколько некое мифическое чудовище. 

Пожалуй, самая необычная деталь внешности дакини – это львиная голова. Более того, на всех изображениях пасть раскрыта – мы словно бы слышим грозный рык льва. Как часто бывает у тибетцев, здесь скрыты особенные символы. Раскрытая пасть означает яростный рёв или неудержимый смех.

Внешность Симхамукхи впечатляет с первого взгляда / tarrdaniel.com
Внешность Симхамукхи впечатляет с первого взгляда / tarrdaniel.com

Надо признать, что эти контрасты настроения не так уж далеки друг от друга. Кроме того, тибетские буддисты, почитающие Симхамукху, верят, что рычание этой богини способно рассеивать ненужные мысли, так сказать, «туман в голове». Если человек сомневается, боится или не может увидеть верный путь – ему стоит обратиться к Симхамукхе, которая одним своим громогласным рыком позволит разуму людей очиститься и стать яснее.

Есть в облике дакини и особенные элементы. В старинных текстах и заметках исследователей, посвятивших труды изучению Симхамукхи, мы можем заметить интересные моменты. В древнем тексте, найденном на Тибете и переведенном в прошлом веке, есть подробное описание внешности дакини:

“…с телом иссиня-черного цвета, одним лицом, двумя руками; тремя глазами, красными, круглыми и сверкающими; оскаленными клыками и изогнутым языком. Правая рука держит поднятый к небу изогнутый нож, отмеченный ваджрой. Слева от сердца – наполненная кровью тюбетейка, в сгибе левого локтя – трехконечный посох хатванга. Оранжевые волосы, брови и борода, струящиеся вверх, с пятью сухими человеческими головами в качестве короны и пятьюдесятью мокрыми, истекающими кровью, в качестве ожерелья. С пятью костяными украшениями и тигровой шкурой в качестве нижней одежды; стоит на левой ноге, вытянув правую, посреди пылающего огня первозданного сознания”.
Симхамукха напоминает не столько женщину, сколько некое мифическое чудовище / © Paola Minelli / dakiniasart.org
Симхамукха напоминает не столько женщину, сколько некое мифическое чудовище / © Paola Minelli / dakiniasart.org

Богиня и её свита

Несмотря на то, что Симхамукха имеет весьма необычную и даже пугающую внешность, в мире тибетских божеств она занимает одно из главенствующих мест. Как и всякая царица, дакини появляется со своей свитой. Возле неё часто изображают четырёх богинь.

Сразу отмечу, что здесь сложно сказать, кто они – помощницы Симхамукхи или её другие воплощения. На второе указывают имена каждой из «подруг» дакини. В каждом из них вторую часть составляет имя богини, а потому нельзя исключать, что это сама Симхамукха может принимать различные облики и появляется в дополнительных четырёх образах. Исследователь Джон Рейнольдс так описывал функции каждой из помощниц:

“…на востоке – белый Будда Симхамукха, обладающий магической функцией умиротворения обстоятельств и исцеления, на юге – желтая Ратна Симхамукха, обладающая магической функцией увеличения богатства и процветания, на западе – красная Падма Симхамукха, обладающая магической функцией очаровывать и подчинять других своей власти, а на севере – темно-зеленая Карма Симхамукха, обладающая магической функцией побеждать и уничтожать негативные силы. У каждого из этих аспектов Симхамукхи есть свои собственные мантры и ритуал”.
Возле Симхамукхи часто изображают четырёх богинь / himalayanart.org
Возле Симхамукхи часто изображают четырёх богинь / himalayanart.org

Почитание дакини

В понимании тибетских буддистов Симхамукха является совершенным воплощением ярости. Но, несмотря на это, именно к ней люди могут взывать, прося просветления и очищения от худших проявлений характера. Кроме того, Симхамукха выступает силой, способной примирить враждующие стороны и сгладить противоречия. Неслучайно к этой дакини наиболее часто обращались во времена войн и противостояний иного рода.

Мантры, посвящённые Симхамукхе, направлены на то, чтобы изгнать тёмных сущностей – как из жизни человека, так и из его души. В старинном трактате «Непревзойдённая ваза драгоценных каменьев» отмечается, что Симхамукха способна отвести магические атаки на человека и дурные мысли. По сути, эта богиня является грозным борцом с силами зла и тьмы, а её ярость направлена исключительно против самых негативных аспектов жизни.

Одним своим громогласным рыком Сикхамукха позволит разуму людей очиститься и стать яснее / himalayanart.org
Одним своим громогласным рыком Сикхамукха позволит разуму людей очиститься и стать яснее / himalayanart.org

Симхамукха – одна из самых интересных представительниц тибетского буддизма. На кого похожа эта богиня? Честно признаться, мне она напомнила древнеегипетскую Сехмет. Та тоже имела голову льва, причём отличалась далеко не мирным характером. Столь необычные женские образы, воплощение ярости и грозной силы, являются специфической особенностью мифологии. Они указывают на образ женщины, которая является не матерью, но воином и защитником, а потому имеет особенное могущество.

На обложке: Симхамукха / himalayanart.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий