Образ бога Сильвана – яркий пример того, как постепенно могут дополняться и меняться функции небожителей. Изначально древние римляне считали его богом лесов, со временем он стал покровителем скота, а позднее и вовсе превратился в хранителя границ.
Впрочем, всё это тесно взаимосвязано. Несмотря на то, что большую часть времени Сильван проводил в лесах, не стоит считать его диким и нелюдимым. Напротив, в преданиях он описывается как мирное божество, добрый помощник людей. Как же и почему происходили преображения бога?
Лесной бог
Несомненно, вы знаете, что образы многих своих богов римляне заимствовали у греков. К таким божествам принадлежал и Сильван. Как я уже сказала, при расцвете его культа бог отождествлялся с лесами и полями. Покровитель дикой природы, он очень походил на греческого Пана. Античный поэт Лукан писал:
«И под сплетеньем ветвей царили густые потемки.
Солнце согреть не могло холодного мрака дубравы.
Не населяли тот лес ни сильваны, ни сельские паны…»
Покровитель пастухов
Вот только постепенно функции Сильвана значительно расширились. В древности пастухи отправляли скот на выпас к лесным территориям и в долины, где животные могли полакомиться сочной травкой.
К кому же скотоводам нужно было обращаться за помощью, прося уберечь овец и коров от диких зверей? Разумеется, к тому, кто был «царём» лесной чащи – Сильвану. Именно поэтому постепенно бог превратился из лесного владыки в покровителя пастухов и скота.
Страж границ
Но время не стояло на месте. Постепенно стали появляться загоны для скота, и тогда Сильван превратился в покровителя границ. В древних записях есть даже упоминание о том, что именно Сильван научил людей разделять границы своих владений.
Он дал человеку камни, с помощью которых тот смог указать на границы территории, принадлежащей ему. Он следил за порядком на этих территориях, не подпуская чужаков. Что интересно, эти три образа Сильвана иногда сливались, а иногда представали как три ипостаси бога – лесной житель, скотовод и охранник.
Римляне почитали Сильвана, отмечая празднества, посвящённые ему и, конечно, принося божеству дары. Чаще всего в качестве жертвы богу несли виноград, вино, муку, зерно (в редких случаях – мясо). Принять участие в празднестве, посвящённом Сильвану, могли лишь мужчины – женщины на такие торжества не допускались. Кстати, у Сильвана не было храмов. В качестве святилищ крестьяне использовали поля, на которых богу оставляли дары. Кроме того, на своих участках и перед домом римляне устанавливали три статуи Сильвана, каждая из которых отождествлялась с одним из образов божества.
На обложке: Сильван / mirdivo.ru