Шитала – почему в Индии поклоняются богине оспы?

Верования

Среди индийских божеств есть немало добрых покровителей и небожителей, дарующих богатство, удачу или успех в делах. Но есть у индусов и особенная богиня – Шитала. Её нельзя назвать однозначно положительной, однако почитают её с древнейших времён и поныне, особенно в Северной Индии.

Дело в том, что Шитала отвечает за распространение инфекционных болезней и, в частности, приносит чёрную оспу. Казалось бы, это некая смертоносная сила, демоница, уничтожающая людей. Но нет. Шитала может как принести болезнь, так и помочь исцелиться от неё. На протяжении многих веков индийцы устраивают праздники в честь Шиталы и молятся своей покровительнице, ведь они верят – она способна исцелить даже от смертельного недуга. Что же известно о богине, связанной со страшной болезнью – оспой?

Необычная богиня

Сегодня Шитала является одной из самых почитаемых индуистских богинь Северной Индии, Бангладеша, Пакистана. О ней рассказывается в «Сканда-пуране». Примечательно, что эта небожительница принадлежит к древнейшим божествам. Это неудивительно. Болеть оспой люди стали задолго до начала нашей эры, а потому уже в древние времена задумывались о том, откуда приходит эта болезнь.

Конечно, в причине самого заболевания чаще всего видели божественный гнев, проявление высшей воли. Но не стоит считать Шиталу негативным женским образом в индуистской мифологии. Напротив, она отождествляется с верховной богиней, Великой Матерью, которая способна принимать различные обличья и ипостаси. 

Сказать, что Шитала отвечает за распространение или исцеление от болезней – верно лишь наполовину. Она является той силой, которая способна контролировать болезни человека, в частности, чёрную оспу. Не секрет, что в Индии погибло много миллионов людей от этой болезни, а потому индийцы с особым трепетом относились к оспе и её проявлениям.

Изображение богини Шиталы / en.wikipedia.org
Изображение богини Шиталы / en.wikipedia.org

Сотворение Шиталы и её спутника

Жители Индии представляют Шиталу в облике четырёхрукой богини, которая восседает на осле. Объезжая вокруг деревень, она несла заболевания, которые вспыхивали в тех местах, где прошёл осёл Шиталы. И здесь вы можете сказать: «Почему же в таком случае Шиталу не представляли неким негативным «тёмным» божеством?». Конечно, такой подход вполне логичен для христианского мировоззрения: источник зла и есть само зло. Но в индуизме всё иначе. Шитала – не хорошая и не плохая. Она воплощает силы природы, которая, как известно, может по-разному влиять на жизнь человека, а порой и вовсе способна нести смерть.

В переводе с санскрита «шитала» – значит «прохлада, охлаждение». И здесь тоже двойственное значение, связанное с функциями богини. С одной стороны, охлаждение происходит, когда человек умирает, измучившись от лихорадки. С другой же, долгожданная прохлада наступает, когда больной начинает выздоравливать и уже не страдает от жара. 

Нельзя Шиталу назвать негативным божеством и потому, что создана она была верховными богами, являющимися главными покровителями людей. Согласно мифам, Шитала была создана из пламени богом Брахмой, ответственным за порядок в нашем мире.

Божества сообщили ей, что задача молодой богини – отправляться на землю. Шитала дала согласие, но попросила, чтобы ей дали спутника, верного соратника, который всюду был бы рядом с ней. И тогда могущественный бог Шива из своего пота сотворил демона Джвал Асура. Он стал олицетворением лихорадки, которая часто приходит вместе с болезнями, приносимыми Шиталой.

Статуя богини Шиталы на берегу реки в Калькутте / scfh.ru
Статуя богини Шиталы на берегу реки в Калькутте / scfh.ru

От чечевицы – к оспе

Изначально задача Шиталы имела более мирный характер, нежели в дальнейшем. Она считалась богиней чечевицы и должна была распространять семена, высевая их в полях. Но во время одного из путешествий Шиталы и демона чечевица превратилась в вирус оспы. Словно пожар, он стал захватывать новые земли, и страшная болезнь грозила уничтожить всех людей земли. Узнав, кто распространяет болезнь, боги призвали Шиталу появиться на суд короля Бирата, который должен был принять решение относительно дальнейшей деятельности богини. 

Когда Шиталу попросили прекратить своё занятие, она заявила, что сделает это лишь в том случае, если почитать её будут не меньше, чем самого Шиву. Конечно, это было невозможно, но дерзкая богиня продолжала стоять на своём. Король Бират возмутился требованиям Шиталы, и она продолжила распространять все виды оспы. В итоге людям пришлось смириться с проделками Шиталы. И хотя почитание её нельзя было сравнить с поклонением Шиве, она всё равно стала одной из самых уважаемых в Индии богинь.

Сегодня в индийских штатах есть немало старинных храмов, посвящённых Шитале. Когда разгорались эпидемии оспы, люди отправлялись в эти места, веря, что богиня сумеет помочь им и отведёт болезни, «посеянные» ею же. Кроме того, ежегодно индийцы отмечают праздник, посвящённый покровительнице оспы. День Шитала Аштами, как правило, празднуют через восемь суток после фестиваля Холи. В день почитания Шиталы не разводят огня и не едят пищу, приготовленную на огне. Считается, что почести, возданные богине в её праздник, помогают избежать опасных болезней.

В тех местах, где прошёл осёл Шиталы, вспыхивали заболевания / © Ash Patel / flickr.com
В тех местах, где прошёл осёл Шиталы, вспыхивали заболевания / © Ash Patel / flickr.com

Шитала – необыкновенная богиня Индии. Восседающая на осле, она несёт людям заболевания, от которых сложно излечиться. Однако инийцы считают Шиталу своей благодетельницей. Как сама природа, она способна навредить человеку, но при этом может и излечить его. Неслучайно Шиталу называют доброй матерью, ведь тем, кто её почитает, она дарует выздоровление.

На обложке: Шитала / thelivemirror.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий