Рудра – суровый и прекрасный бог Индии

Верования

Смерть, охота, буря, исцеление – что общего у этих слов? Если вы считаете, что ничего, то практически правы, однако единственным объединяющим элементом каждого из понятий является индийский бог Рудра. Его считают одним из самых грозных воплощений верховного индуистского божества Шивы. Некоторые считают его прообразом Шивы, а потому знакомство с Рудрой особенно интересно.

В мифах о нём рассказывается, как постепенно формировался характер верховного бога, которому и сегодня поклоняется множество индийцев. Образ Рудры – это и противоречие, и загадочность, и наличие немалого количества символов. Что же мы знаем об этом боге? И какие интересные мифы могут раскрыть его непростой характер?

Бог разрушения

Рудра принадлежит к ведическим богам и считается одной из форм Шивы, который, как известно, имел много имён и мог менять свои ипостаси. Однако Рудру неспроста называли самым суровым из этих образов. Его представляли грозным воином, вооружённым чёрным луком и стрелами. Согласно поверьям индийцев, бог мог насылать болезни, однако с не меньшей лёгкостью излечивал их. Именно поэтому с мольбами об исцелении также обращались к Рудре.

Однако приравнивать его к божествам болезней или, тем более, медицины, не стоит. Образ Рудры был сложным и многогранным. Как я сказала в самом начале своего рассказа, с ним отождествлялись бури и грозы, ветер и ненастье – то есть, по сути, любые природные катаклизмы или просто проявления непростого нрава стихии.

С Рудрой отождествлялись бури и грозы, ветер и ненастье / © Sudarshan Atri / artstation.com
С Рудрой отождествлялись бури и грозы, ветер и ненастье / © Sudarshan Atri / artstation.com

Кроме того, Рудре приносили жертвы охотники, покровителем которых он считался. Как мне кажется, всё, где было место хотя бы незначительному разрушению, находилось во власти Рудры. Плохо ли это? Обыватель скажет, что да, но это совсем не так. Индийская философия подразумевает единство негативных и положительных явлений. Без тьмы не будет света, без разрушения – созидания.

Впрочем, молились Рудре не только больные, мечтавшие о выздоровлении, или охотники, желающие «вооружиться» удачей на охоте. В «Ригведе» есть немало упоминаний имени бога, причём чаще всего к нему взывают с просьбой пощадить людей. Вот один из фрагментов:

“Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни, ни нашим коровам, ни коням не причини вреда!

Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! С жертвенными возлияниями мы всегда призываем тебя”.

Внешне Рудра напоминает охотника, облачённого в шкуру животного / abhichara.com
Внешне Рудра напоминает охотника, облачённого в шкуру животного / abhichara.com

Имя Гхора

Уже из этого отрывка становится ясно, что у божества был весьма крутой нрав. Что интересно, Рудре в старину приписывали множество эпитетов, которые со временем стали его именами. Они описывали функции бога, однако одно из определений было особенным. В «Ригведе» бога несколько раз называют «Гхора», что можно перевести как «страшный, ужасающий».

Однако иная интерпретация этого имени разительно отличается от этой версии. «Гхора» может обозначать и совершенство, некое прекрасное и возвышенное создание. Как мне кажется, по отношению к Рудре верно и то, и другое. Быть может, именно поэтому бога называют «владыкой огромного мира»:

“С твердыми членами, многообразный, грозный, бурый украсил себя яркими золотыми украшениями.

От владыки этого огромного мира, от Рудры никогда ведь не отдаляется асурская сила”.

В «Ригведе» бога несколько раз называют Гхора, что можно перевести как «страшный, ужасающий» / © Bhavin maisuriya / artstation.com
В «Ригведе» бога несколько раз называют Гхора, что можно перевести как «страшный, ужасающий» / © Bhavin maisuriya / artstation.com

Грозное божество Индии

Согласно преданиям, Рудра появился из света в челе Брахмы. Его часто отождествляют с природой и первозданным миром. Даже облик Рудры указывает на то, что бог это далёк от роскоши и цивилизации. Внешне он напоминает охотника, облачённого в шкуры животных. Рудра может часами находиться посреди лесной тиши, медитируя и общаясь с животными.

Отношение к Рудре не является однозначным. С одной стороны, индийцы почитают его как могущественного бога, одно из воплощений великого владыки. С другой же, сам Рудра воплощает далеко не самые светлые стороны мироздания. Ещё в момент своего рождения он продемонстрировал, что стал центром всего разрушительного и яростного, что есть в мире. Кстати, даже потомки у бога были весьма грозными существами. Первым поколением детей божества стали Рудры – чудовищные создания, внешне напоминающие гигантских змей. Они появлялись в различных местах, однако неизменно вызывали катастрофы, приносили болезни и бедствия.

Следующее поколение отпрысков Рудры оказалось более миролюбивым. К нему относились Маруты. Их называли гонцами грозы, поскольку появление этих богов сулило скорую бурю. Сказать, что Маруты были однозначно негативными персонажами мифов, нельзя. Они составляли светлое воинство бога.

Разрушитель зла

Наверное, для европейца такой образ божества покажется сложным и не слишком положительным. А ведь и правда: разве может быть добрым небожитель, приносящий разрушения и болезни? Однако индийцы на это смотрят иначе. Для них Рудра, напротив, является особенным божеством. И даже суровый нрав бога оправдывал себя. В дальнейшем Рудра стал отождествляться с грозной силой, способной уничтожить любое зло. Так же, как этот бог мог распространять болезни, он мог и изгонять их. Но главное – он стал одним из самых могущественных борцов с демоническими силами.

Несмотря на суровый нрав, Рудра стал отождествляться с грозной силой, способной уничтожить любое зло / © Sai Teja Vuttaluru / artstation.com
Несмотря на суровый нрав, Рудра стал отождествляться с грозной силой, способной уничтожить любое зло / © Sai Teja Vuttaluri / artstation.com

Рудра – ведический бог, образ которого преобразовался в индуистского Шиву. Покровитель природы, он способен быть грозным и даже жестоким. Однако его суровость или направлена на восстановление гармонии в мире, или является оружием в борьбе со злом. Неслучайно именно Шива стал одним из триады самых могущественных индийских богов. Основой этого образа, несомненно, являлся Рудра, отшельник-аскет, относящийся сурово как к другим, так и к самому себе.

На обложке: Рудра – грозная ипостась Шивы / om-istina.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий