Парки – почему римляне называли покровительниц судьбы жестокими?

Верования

Судьба порой способна немало удивить человека, и над этим издавна задумывались великие мудрецы. Греки и римляне верили, что судьбы людей определяют три богини, которых в Элладе называли Мойрами, а в Древнем Риме – Парками. Считалось, что в их власти подарить новорожденному счастливую или незавидную участь, отмерить необходимое число лет жизни и даже оборвать её.

Парок представляли по-разному, при этом этих покровительниц нельзя было назвать однозначно положительными или отрицательными. Они просто исполняли свою работу, не считаясь с мыслями и желаниями людей. Кому что отмерено – тот то и получит. Парки были почитаемыми римскими богинями, что неудивительно – от них зависела судьба человека. Что же известно о них? И почему деятельность Парок связывали с рукоделием?

От одной – к трём

Парками в Древнем Риме называли трёх богинь-сестёр, которые имели власть над жизнями и судьбами людей. Однако эти образы появились в поздних мифах. Изначально почитали лишь одну Парку, которая являлась покровительницей рождения. Но откуда же пришёл этот культ?

Как и образы многих других богов, Парки стал заимствованием римлян из греческой мифологии. Известные греческие Мойры были покровительницами судеб. Вероятно, римлянам пришёлся по душе вариант не с одной, а с тремя богинями, у которых были разные функции, а потому уже совсем скоро и в Древнем Риме стали появляться изображения суровых сестёр.

Вот только если эллины считали Мойр неумолимыми (никто не мог уговорить их изменить судьбу какого-либо человека), то римляне и вовсе воспринимали Парок как жестоких и немилосердных созданий. По правде говоря, такая характеристика незаслуженна, так как Парки всего лишь добросовестно выполняли возложенные на них обязанности – точно так же, как пёс Цербер, который не выпускал из царства мёртвых души умерших.

Франческо Сальвиати «Три Судьбы», 1550 год Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Франческо Сальвиати «Три Судьбы», 1550 год
Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Работа Парок

Но что же известно о самих парках? Очень часто на изображениях эти три сестры прядут нити. Римляне верили, что каждому человеку даётся священная нить жизни, причём проходит она через руки этих богинь. Третья из Парок имела право обрезать этот «волосок» в том месте, где ему было суждено оборваться. Неудивительно, что такой образ вдохновлял многих поэтов и писателей. В одном из стихотворения Генриха Гейне звучит прямое обращение к одной из Парок:

“Держит ножницы третья Парка;

И зловеще мрачна,

Miserere мурлычет она…

Острый нос у неё, на носу бородавка.

О, не медли! Не мучь моего ожиданья!

Перережь поскорей

Эту нить злополучную жизни моей,

Чтоб покончились страшные эти страданья!”

Генри Мур «Парки (Мойры)», 1948 год Местонахождение: Сад-музей Генри Мура, Лондон, Великобритания
Генри Мур «Парки (Мойры)», 1948 год
Местонахождение: Сад-музей Генри Мура, Лондон, Великобритания

Три грозные сестры

Примечательно, что Парок описывали по-разному. В одних преданиях это изящные молодые девушки с печальными лицами. В других – уродливые старухи, один облик которых внушал ужас людям. Впрочем, внешность могла быть напрямую связана с родом деятельности определённой Парки, а потому предлагаю познакомиться с каждой из них.

Первой и, пожалуй, самой доброжелательной среди богинь-сестёр, считалась Нона. Её имя переводится как «девятая» и связывалось оно с девятью месяцами, на протяжении которых женщина вынашивает ребёнка. Эта Парка отождествлялась с началом жизни и рождением человека. Нона тянет нить жизни и наматывает её на веретено. К ней часто обращались молодые матери с просьбой дать счастливую судьбу их ребёнку.

Вторая Парка – Децима. Она держит в руке посох, которым отмеряет, насколько длинной будет нить жизни того или иного человека. Её работа является самой ответственной из всех, поскольку решение Децимы не может быть изменено. Одному человеку она способна подарить долгую жизнь, а вот нить другого обрывает, едва та началась.

Парки глазами современной художницы / © Julie Friddle / behance.net
Парки глазами современной художницы / © Julie Friddle / behance.net

Впрочем, с решением Децимы стоит лишь покорно смириться – человек не в силах его изменить. Очень верный подход к ситуации описал в своём поэтическом произведении Роберт Геррик, который представил себе разговор с Парками:

“Я подошёл у них спросить,

Что это за браслет;

– Тебе прядём мы жизни нить, –

Богини мне в ответ.

Увидев их веретено,

Я молвил им, смеясь:

– Прядите нить, мне всё равно,

И рвите в нужный час”.

Третьей, самой грозной из Парок, римляне представляли Морту. Её имя в переводе с латыни значит «смерть». Именно эта богиня перерезает нить жизни. С одной стороны, она обрывает земной путь людей, с другой же, избавляет их от мучений и страданий. Для кого-то уверенный взмах руки Морты может стать долгожданным мигом освобождения и счастья.

Пауль Туман «Три судьбы», XIX век Местонахождение: Частная коллекция
Пауль Туман «Три судьбы», XIX век
Местонахождение: Частная коллекция

Древнеримские богини судьбы, названные Парками, показывают нам, насколько глубокими и интересными были взгляды людей, которые жили много столетий тому назад. Не в силах объяснить некоторые явления и законы жизни, они создали образы неумолимых богинь, которые руководили жизнью человека. Но главное – помнить, что та самая, не слишком длинная нить жизни, даётся каждому из нас не просто так.

На обложке: Фрагмент картины Марко Биджио «Парки», 1540-е годы. Местонахождение: Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини, Рим, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий