Пан – весёлый бог, играющий на свирели

Верования

У многих древнегреческих богов были верные спутники, которые помогали им в исполнении обязанностей, следили за порядком или поддерживали в увеселениях. К последним можно отнести Пана, который часто появлялся в свите Диониса. Это был весёлый и легкомысленный бог, олицетворение природного начала и силы плодородия.

Вот только мать Пана, увидев своего ребёнка, была настолько испугана, что бросила его. Впрочем, тот инцидент не испортил жизни божеству. Во многих сказаниях Пан выступает как весельчак, для которого не существует правил и границ – даже моральных. Чем же интересен этот бог? И неужели он действительно настолько страшен внешне?

Рождение Пана

Древнегреческий бог Пан не занимал почётного места на Олимпе, однако был достаточно почитаем. Его считали покровителем пастухов, плодородия и скотоводства. Кроме того, Пан являлся символом естественности и природных сил, с которыми взаимодействует человек.

Его родителями были бог торговли Гермес и нимфа Дриопа. Как я уже сказала, мать Пана, произведя на свет дитя, взглянула на него и обмерла от ужаса. Ребёнок родился с козлиными рогами и копытами, да ещё и бородой. Увидев такое “чудовище”, Дриопа закричала и умчалась в лес, оставив малыша одного на поляне. Однако любящий отец не бросил ребёнка. Гермес с теплотой отнёсся к новорожденному – пусть и столь необычному внешне.

Греческий бог Пан / © payam_rockstar / artstation.com
Греческий бог Пан / © payam_rockstar / artstation.com

Другие боги также отнеслись к Пану дружелюбно. Кстати, имя его подчёркивает основные функции. Исследователи считают, что оно связано с древнегреческим словом “пасти”. И это верно – Пан сам прославился как пастух и покровитель скотоводов.

Появившись на Олимпе, малыш сразу же развеселил всех богов, а Дионис, повелитель виноделия и празднеств, проникся к Пану особенной любовью. Вероятно, ещё тогда бог решил, что непременно включит ребёнка Гермеса в свою свиту.

Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана
Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана

Жизнь на земле

Несмотря на то, что на Олимпе Пана приняли очень радушно, повзрослевший бог решил не оставаться на священной горе. Намного милее ему были земные леса и поля. Его любимым музыкальным инструментом стала свирель.

Взяв её с собой, он отправился на землю. Жизнь среди лесов оказалась ещё более интересной, чем на Олимпе. Пан играл на своей свирели, привлекая внимание нимф, что веселились и танцевали вокруг музыканта.

Земные леса и поля были для Пана намного милее священного Олимпа / © Daniel Dimick / аrtstation.com
Земные леса и поля были для Пана намного милее священного Олимпа / © Daniel Dimick / аrtstation.com

Древние греки неспроста связывали Диониса и Пана. Жизнь каждого из этих божеств проходит в постоянном веселье и праздниках. Считалось, что Пана не стоит беспокоить во время полуденного отдыха, когда он делает передышку, чтобы вечером снова заиграть на свирели и пуститься в пляс. Именно поэтому в полдень старались не заходить в лесную чащу.

Пан и Сиринга

О Пане сохранилось несколько интересных преданий, что позволяют создать впечатление о непростом характере этого божества. Одно из них рассказывает о любви этого бога к красавице Сиринге. Она была прекраснейшей среди нимф и, как её наставница Артемида, любила охоту и приключения. Во время одной из прогулок Пан увидел Сирингу в лесу.

Он потерял голову от любви к красавице. Бросившись за ней, бог хотел догнать возлюбленную, однако та бежала очень быстро. Но силы девушки были на исходе, и тогда Сиринга взмолилась богине Артемиде, чтобы богиня спасла её.

Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга», начало XVII века Местонахождение: Государственный художественный музей, Шверин, Германия
Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга», начало XVII века
Местонахождение: Государственный художественный музей, Шверин, Германия

Когда Пан уже был близко, он протянул руки, чтобы заключить нимфу в свои объятия. Однако в руках бога оказались лишь ветви тростника. Именно в него обратилась Сиринга, чтобы спастись от преследований Пана.

Чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель. Когда он начинал играть на инструменте, звонкий прекрасный голос Сиринги разносился над лесом. Так и вышло, что даже помимо воли нимфы, она осталась вместе с тем, кто был в неё безумно влюблён.

Сиринга превратилась в тростник, и чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель / Художник Уолтер Крейн
Сиринга превратилась в тростник, и чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель / Художник Уолтер Крейн

Состязание Пана и Аполлона

В своём искусстве играть на свирели Пан достиг невероятных высот, причём этим крайне гордился. Он настолько уверовал, что никто (на земле или Олимпе) не сможет превзойти его в этом искусстве, что решил вызвать на состязание самого Аполлона. Тот являлся покровителем музыки и поэзии, песен и танцев, славился как самый искусный музыкант среди богов. Однако Пан считал, что с лёгкостью превзойдёт Аполлона.

Итак, состязания начались с выступления Пана. Бог заиграл на свирели, после чего раздался простой и весёлый наигрыш пастуха. Мелодия была красивой, но вполне обычной, хотя не лишённой гармонии. Вторым выступал Аполлон. Стоило ему прикоснуться к струнам своей золотой кифары, как полились поистине волшебные звуки. Этот величественный гимн красоте не смел нарушить никто – казалось будто сама природа замерла от восхищения.

Хендрик де Клерк «Музыкальное состязание между Аполлоном и Паном», 1600-1629 годы Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Хендрик де Клерк «Музыкальное состязание между Аполлоном и Паном», 1600-1629 годы
Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

Все судьи признали победу Аполлона. Один только царь Мидас, считавший себя знатоком музыки, заявил, что отдаёт голос в поддержку Пана. Услышав такие слова, Аполлон разгневался и схватил царя за уши. В одно мгновение у Мидаса появились ослиные уши, что стали его вечным позором.

С той поры Мидас стал носить высокий колпак, под которым прятал уши. А вот Пану пришлось пристыженному удалиться в лесную глушь. Порой в таких уголках леса раздаются звуки его свирели. Она нередко звучит печально, напоминая о самонадеянности Пана, что разгневал самого златокудрого Аполлона.

Хендрик де Клерк «Наказание короля Мидаса после состязания между Аполлоном и Паном», 1613 год Местонахождение: Частная коллекция
Хендрик де Клерк «Наказание короля Мидаса после состязания между Аполлоном и Паном», 1613 год
Местонахождение: Частная коллекция

Удивительным образом в Пане сочетаются животная страсть и истинно человеческое стремление к красоте, нежная натура и весёлость нрава. Если говорить о последнем мифе, в котором Аполлон одержал победу на соперником, то я не совсем согласна с его трактовкой. Согласитесь, нельзя сравнивать пастушью мелодию и композицию симфонического оркестра, однако каждая из них хороша в своей “стихии”. Именно благодаря Пану пастухи получили свои свирели, что помогали коротать время.

На обложке: © Baolong Zhang / baolong.artstation.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий