Эреб – воплощение тьмы в греческих мифах

Верования

В древнегреческих мифах мы узнаём о самых разных божествах, причём у каждого из небожителей были свои функции. Однако среди могущественных покровителей были и те, что воплощали определённые явления, и пример тому – Эреб. Этот бог являлся супругом Нюкты, богини ночи. Но если Нюкта была олицетворением звёздного сияния и загадочной мистической темноты, то Эреб олицетворял совершенный мрак.

Бог тьмы, пожалуй, является самым мрачным из своих «коллег». По сути, в его образе люди тех далёких времён отразили все свои страхи, связанные с темнотой. Кроме того, есть нечто в облике Эреба необъяснимо притягательное – такое же, как пугающая, но манящая тьма. Что же это за бог? И что о нём известно из трудов античных поэтов?

Значение имени

В начале нашего знакомства с Эребом я предлагаю разобраться, почему же самого тёмного из богов, воплощение мрака называли именно так, а не иначе. Ещё у Платона слово «Эребос» используется в качестве определения царства вечного мрака. Кроме того, это слово можно встретить в ряде работ античных авторов, причём чаще всего оно является определением тьмы.

Считается, что имя божества происходит от праиндоевропейского слова «эреб». Означать оно могло два понятия – «разделение» и «темнота». По сути, каждый из переводов верен. Эреб как бог тьмы сам создавал границу, разделяющую свет и мрак (по сути, этот бог сам являлся тьмой). Кроме того, о его тёмной сущности рассказывается во многих исторических источниках.

Эреб - очень многогранное божество / © M-Katar / deviantart.com
Эреб – очень многогранное божество / © M-Katar / deviantart.com

Особенная тьма

Несмотря на то, что Эреб воплощал мрак, не стоит воспринимать его как некое злое создание, призванное нести тьму на землю. Нет, такой вариант, скорее, подходит для библейских сюжетов, нежели для древнегреческой мифологии. Эреб был одной из составляющих мироздания. Вместе с Нюктой (Ночью) он создавал вполне гармоничную пару, которая помогала поддержать равновесие в мире.

Парадоксально, что детьми этой пары небожителей были божества, воплощающие совершенно иные аспекты Вселенной, нежели их родители. Известно, что в браке с Нюктой у Эреба появились Эфир и Гемера. Первый воплощал вечный свет, а второй ребёнок был олицетворением ясного дня. Именно такие особенности биографии Эреба указывают нам, что этот бог не был мрачным злом, а принадлежал лишь к одной из составляющих мира – пусть даже и тёмной.

Эреб и его жена богиня ночи Нюкта создавали гармоничную пару, которая помогала поддержать равновесие в мире / © escume / deviantart.com
Эреб и его жена богиня ночи Нюкта создавали гармоничную пару, которая помогала поддержать равновесие в мире / © escume / deviantart.com

«Второстепенные» дети Эреба

В качестве дополнения хочу заметить, что ещё одним ребёнком Эреба называют Немезиду. Правда, сведения об этом встречаются далеко не у всех древних авторов, однако не вызывает сомнения, что богиня эта была рождена Нюктой. Немезида олицетворяла справедливое возмездие. Она была грозной и по-своему мрачной, но именно Немезиде поклонялись как хранительнице порядка и главной защитнице честных людей. В некоторых пересказах античных поэтов сыном Эреба называют даже Эрота, покровителя любви.

Интересно, что среди отпрысков бога тьмы были и второстепенные божества, так называемые даймоны. Они часто представляли далеко не самые светлые аспекты жизни, однако принадлежали к важным её составляющим. Так, к примеру, некоторые предания говорят, что к детям Эреба принадлежали Морос (Рок), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Керы (Кончина), Софросюне (Воздержность), Гипнос (Сон), Ониры (Сновидения), Эрида (Раздор), Ойзис (Беда), Гибрис (Разнузданность) и другие.

Глядя на этот внушительный список, а главное – понимая, каковы функции каждого из порождений Эреба, можно понять отношение древних народов к ночи и мраку. Это было время сновидений и тайн, однако в нём скрывалась и ощущаемая человеком опасность.

В некоторых пересказах античных поэтов сыном Эреба называют даже Эрота, покровителя любви / © TheBeke / deviantart.com
В некоторых пересказах античных поэтов сыном Эреба называют даже Эрота, покровителя любви / © TheBeke / deviantart.com

Эреб и сотворение мира

Если говорить об упоминаниях Эреба в античной литературе, то здесь чаще всего встречаются слова о его важной роли во время сотворения Вселенной. Наш мир действительно не мог бы стать гармоничным, если бы в нём не было тёмных тонов. Один только свет не мог сотворить жизнь – именно на это указывают древнегреческие мифы. В «Теогонии» Гесиода приводится наиболее яркое описание рождения мира:

“Прежде всего во вселенной Хаос [Воздух] зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

[Вечных богов — обитателей снежных вершин олимпийских.]

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких…

И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос

Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса [Воздуха].

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись…”

Отрывок этот просто поражает воображение – он позволяет нам представить сотворение мира в том варианте, каким его видели люди много тысячелетий тому назад. Впрочем, варианты космогонии могли быть совершенно разными. Неизменным оставалось одно – участие Эреба в столь важном процессе. В своём труде «Птицы» Аристофан приводит нам орфический вариант сотворения Вселенной, где, конечно, присутствует и Эреб:

“Хаос [Воздух], Ночь [Нюкта] и Эреб [Тьма] – вот что было сперва, да еще только Тартара бездна.

Вовсе не было воздуха [Эфира], неба [Урана], земли [Геи]. В беспредельном Эребовом лоне

Ночь, от ветра зачав, первородок-яйцо принесла. Но сменялись годами

Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот [Изначальный Эрот] сладострастный”.

В сотворении мира Эреб принял активное участие Иван Константинович Айвазовский «Сотворение мира», 1864 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В сотворении мира Эреб принял активное участие
Иван Константинович Айвазовский «Сотворение мира», 1864 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Образ Эреба способен удивить нас своими гранями. С одной стороны, этот бог воплощал саму тьму. С другой же, порождал свет и ясный день. Кроме того, Эребом именовали обитель Аида, властителя подземного царства мёртвых. А значит, самый мрачный из греческих богов удивителен и порой неоднозначен.

На обложке: Эреб как бог тьмы сам создавал границу, разделяющую свет и мрак / © Kevin Goins / artstation.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий