Радимичи – история, рассказанная курганами

Народы

Радимичи – одно из самых известных древнеславянских племён или племенных союзов. Проживали они преимущественно в междуречье Верхнего Днепра и Десны, на берегах Сожа и его притоков. Радимичи создали особенную культуру, в которой проявлялись заимствования других славянских народов, однако сохранили самобытные элементы.

Современные исследователи посвятили немало работ изучению генетики, различных этнических черт радимичей, в том числе постарались воссоздать внешность людей того времени. А с их происхождением связаны как исторические факты, так и предания. Какими же были радимичи? Что помнит история об этих представителях древнеславянских племён?

Почему радимичи?

Любой народ, в первую очередь, привлекает нас своим названием. Что же значило определение “радимичи”? Как гласят старинные предания, связано оно с именем прародителя племени – легендарного Радима.

В “Повести временных лет” указывается:

“Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи”.

В письменных источниках IX-XII столетий нередко фигурирует слово “радимичи” при упоминании о народе, расселившимся в междуречье Днепра и Десны. Земли их охватывали часть современной Белоруссии и юго-западные регионы Смоленской области России.

Радимичи
Радимичи / mogomc.by

Стремление к независимости

У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племён. Кроме того, у них существовало собственное войско.

По сути, земли радимичей сохраняли самостоятельность до конца X века, однако и в составе Руси оставались своего рода автономией. В Радзивиловской летописи отмечается, что до 885 года радимичи платили дань хазарам, однако после появления на их территориях князя Олега перешли под власть русских. При этом народ старался сохранять свою независимость.

Битва воеводы Волчий Хвост с радимичами в 984 год из Радзивилловской летописи
Битва воеводы Волчий Хвост с радимичами в 984 году, описанная в Радзивилловской летописи / ru.wikipedia.org

Известно, что через несколько лет, в 907 году, радимичи уже стали участниками похода Олега на Царьград. В Радзивиловской летописи значится:

“Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и)”.

Несмотря на взаимную помощь, радимичи не хотели находиться под властью киевских князей. Они на некоторое время сумели вернуть самостоятельность. Однако столкновение с войсками Владимира Святославича оказалось роковым для племён. Радимичи были разбиты, после чего их земли присоединились к Киевской Руси. В дальнейшем эти территории стали регионами Смоленского и Черниговского княжеств.

Деятельность радимичей

Основным занятием радимичей было земледелие, чему способствовали плодородные почвы, обилие рек и озёр. Вырубая часть леса, они создавали пашни, тщательно выкорчевывая пни. Это было непростая работа, но радимичи преуспели в земледелии такого рода.

Более того, у них существовала своя система использования земель. Считалось, что через три года выращивания на пашне культур следует оставить почву “отдохнуть” и перейти на другой участок. Чередовать свободную и используемую землю можно было через год.

Радимичи
Современная реконструкция поселения радимичей / mogomc.by

Данные из курганов

Советский археолог Борис Рыбаков в 1932 году издал монографию, посвящённую изучению радимичских курганов. Отличительной особенностью народа стали украшения – семилучевые височные кольца. Если судить по захоронениям, в которых они были найдены, территории проживания радимичей охватывали бассейн Сожа и междуречье Днепра и Сожа.

Интересной отличительной особенностью радимичских курганов учёные считают трупосожжение на месте с подсыпкой, то есть на небольшой насыпи. В местах погребения с неполным сожжением направление тела усопшего сложно определить, куда была направлена голова покойного непонятно.

Радимичи были язычниками
Радимичи были язычниками как и другие славяне / mogomc.by

Многие народы считали, что лицо его должно быть обращено строго на запад или восток, но у радимичей встречаются разные варианты. На мой взгляд, народ не придерживался данных традиций.

С X века под влиянием других народностей обычаи радимичей значительно изменились. Конечно. об этом мы тоже можем судить по курганам. Если прежде покойных сжигали, то теперь их просто опускали в землю, однако рядом с местом погребения разжигали костёр (вероятно, это пережиток времён обычаев трупосожжения).

В местах захоронений радимичей не слишком много вещей – многие из них сгорали или плавились на кострах. Однако явное различие прослеживается между височными кольцами раннего и позднего периода.

 Баян. Тризна, 1910 год
Виктор Васнецов «Баян», 1910 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Исследователь П.М.Еременко отмечал, что изначально эти украшения представляли собой сложную работу ювелиров, но в дальнейшем их рисунок становится проще, а сами кольца превращаются в примитивный вариант ожерелья – они были

“продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого”.

Крайне популярными украшениями женщин радимичей были шейные гривны. Интересно, что у многих соседних племён они почти не встречаются в захоронениях, однако радимичи отдавали им предпочтение перед другими декоративными изделиями. Внешне они напоминают ожерелья, найденные в древних курганах Литвы и Латвии, что говорит о взаимном культурном обмене разных народов.

Конечно, о быте и культуре радимичей нам известно не слишком много, однако историки современности прикладывают все усилия, чтобы совсем скоро часть неразгаданных тайн этого народа была раскрыта. В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племён, однако стали основой для появления новых славянских народов.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий