Сегодня в мире насчитывается не более 1000 человек, то причисляют себя к народу орочей. Тем не менее, не стоит недооценивать эту народность, ведь у орочей есть немало интересных культурных особенностей, а также давняя история.
В переводе с местного наречия слово «орочи» значит «имеющий много оленей». Это действительно так – большинство орочей проживают в Хабаровском крае, а их предки издавна были известны как оленеводы и охотники. Сегодня народ этот привлекает к себе ещё больше внимания, ведь коренные жители Дальнего Востока являются одними из немногих, кто хранит в памяти древние предания, легенды и песни, что передаются из поколения в поколение. Каким было прошлое орочей? Как сегодня живут эти люди?
Название орочей
Как я уже сказала, своё название орочи получили от слов местного языка, а конкретнее – наречия тунгусов. Его основой является «орон», что переводится как олень. А вот сами орочи называют себя не так. Говоря о своём народе, они используют слово «нани».
Что напоминает это название? Сразу возникает ассоциация с нанайцами, и это не просто так. Как предполагают исследователи, орочи могли заимствовать у соседей нанайских племён самоназвание. Если дословно перевести «нани», то получим «местный житель этой земли». Согласитесь, вполне логично.
Смешанный народ
Несмотря на то, что почти тысяча людей причисляет себя к орочам, а в Хабаровском крае проживает две трети этого количества, народ этот нельзя назвать однородным. Проблема кроется как раз в малочисленности орочей.
Даже на заре своего формирования орочи представляли собой группу племён, на становление которых значительно повлияли соседние этносы. Учёные считают, что колыбелью орочей стали склоны Сихотэ-Алиня, дальневосточного вулканического поля. Культура орочей представляла собой некую смесь традиций айнов, эвенков, нанайцев.
В середине прошлого века смешение с представителями других народностей заметно сказалось на этническом составе орочей, из-за чего на данный момент сложно найти чистокровных представителей этого племени оленеводов. Если посмотрим в данные о браках между орочами, то заметно, что с 1960-х годов большая часть семей стала примером межнациональных союзов.
Из охотников – в торговцев
Издавна предки современных орочей и нынешние представители этого народа были превосходными охотниками и рыболовами. Огнестрельное оружие появилось в краю орочей лишь в XIX веке, но это не мешало им много веков охотиться на медведя, кабаргу, лося и пушного зверя.
С помощью лука и стрел, всевозможных ловушек местные охотники добывали пушнину, которую со временем стали менять на ценные товары у русских купцов, что стали часто бывать на Дальнем Востоке.
Приход на земли орочей русских принёс немало перемен. И если в экономическом плане орочи стали успешнее, то многие давние традиции уступили место новой, русской культуре. Однако многие обычаи орочей и сегодня имеют силу на их исторической родине.
Отголоски древней культуры
Немало обрядов народа Хабаровского края, что практиковались ранее, ушли в прошлое. Так, например, орочи совершали воздушное погребение умерших. Как это происходило? Тело покойного подвешивали в воздухе. Согласно старинным верованиям, так душа умершего человека могла объединиться с духами ветра, которые уносили её с собой – на свободу.
Но если традиции похоронного обряда уже довольно давно не проводятся среди орочей, то некоторые культурные отголоски древности по-прежнему актуальны у них. Меня очень заинтересовало разделение года, что ещё много столетий тому назад было принято у этого народа. Каждый период в году соответствовал какому-либо природному явлению или времени определённой деятельности.
К примеру, одним из первых в году шёл месяц гуси биани («прилёт орла»), за ним следовали туа и зонка («месяц ворона» и «время капели»). Охотники терпеливо дожидаются омо хукканку ини («начало охоты с петлями»), а женщины орочей любят илакта биани («месяц цветов»).
Сегодня большинство орочей являются христианами, но ещё совсем недавно многие представители этого народа поклонялись духам. Что интересно, и в наше время орочи не совсем ушли от старинных верований. В их понимании весь мир вокруг нас наполнен добрыми или злыми невидимыми созданиями, что могут стать покровителями или противниками человека.
Культ священных животных
Немало племён орочей в древности поклонялись священным животным – медведю, тигру, которых считали своими прародителями. Не менее могущественным созданием считалась и касатка, которую моряки и рыболовы называли властелином всех рыб.
Особенное отношение в старинной культуре орочей заметно и по отношению к луне. Народ верил, что это светило представляет собой два царства, на одном из которых властвует Хозяин медведей. А на другом – Хозяин тигров. Жены этих верховных правителей вскармливали своим молоком души умерших людей или животных, чтобы те могли возвратиться на землю.
Фольклор орочей богат разнообразными традиционными жанрами – от молитв и заговоров до анекдотов и песен. До сих пор старожилы Хабаровского края помнят многие шутки и колыбельные, что пришли из глубины веков. Они понимают, насколько важно суметь сохранить эти нематериальные сокровища прошлого.
В наше время культура орочей является одной из самых интересных и древних в этом крае. Сегодня национальный дух этих людей находится в процессе подъёма, ведь немало людей осознают, как важно не растерять собственное древнее наследие. Хочется от всей души пожелать, чтобы чудесный и волшебный фольклор орочей не только не ушёл в прошлое. Но и стал одной из частей сокровищницы мировой культуры.
Фото на обложке / © Егор Ткачев / ruscivilization.ru