Тибетцы — потомки обезьяны и женщины-демона

Народы

И много веков тому назад, и сегодня загадочный Тибет привлекает к себе внимание исследователей и путешественников. Чаще всего особое внимание обращено на традиции и культуру тибетцев, однако этот народ хранит память о не менее интересной истории.

Несмотря на то, что сегодня большая часть тибетских земель принадлежит Китаю, не стоит сравнивать местных жителей с китайцами. Тибетцы отличаются особым мировосприятием, которое во многом сформировало прошлое, оставившее великие исторические памятники и священные места. Что старинные предания тибетцев рассказывают об их предках? Когда началась эпоха процветания главной религии тибетцев – буддизма? И что в культуре этого народа может показаться странным для европейских путешественников?

Тайна происхождения тибетцев

Когда речь заходит об истории какого-либо народа, первый вопрос, которым мы задаёмся, касается происхождения этой группы людей. Касательно тибетцев оно представляет собой поныне неразгаданную загадку. Одна из самых распространённых версий историков говорит о том, что предками жителей Тибета были кочевники кьянг.

О них встречаются упоминания и в китайских летописях, что рассказывают о грозных и воинственных племенах, господствующих на тибетских землях ещё за два тысячелетия о нашей эры. Это – лишь официальная, к тому же достаточно туманная версия. А хотите узнать, что рассказывают о себе сами тибетцы? У них совсем иные взгляды на собственное происхождение.

Василий Верещагин «Жители Западного Тибета», между 1874 и 1876 годами
Василий Верещагин «Жители Западного Тибета», между 1874 и 1876 годами
Находится картина в Третьяковской галерее, Москва, Россия

У тибетцев есть она известная легенда о сотворении их народа. Я кратко перескажу её. Ведь именно в этом мифе раскрывается особенность мировоззрения этих людей. Если верить древнему преданию, прародителями тибетцев стали обезьяна и демоница.

Изначально всюду на земле была вода, однако вскоре она стала испаряться, обнажив Тибет. На освобождённую сушу пришла обезьяна, что погрузилась в медитацию. В тот миг к ней пришла демоница, что желала соблазнить обезьяну. Лишь после разрешения верховного божества аскет в обезьяньем облике уступил демонице, что грозила в случае отказа уничтожить всё живое на земле.

От этого союза родилось шестеро детей, что стали жить в лесу. Впрочем, через некоторое время число их стало увеличиваться, а пищи на всех не хватало. И тогда божества научили их возделывать землю, растить ячмень. Именно благодаря злакам обезьяны лишились своей шерсти и научились ходить на двух ногах, после чего и превратились в людей, прародителей тибетцев.

Власть и могущество

Конечно, таинственные легенды имеют не так много общего с реальностью, но факты говорят сами за себя: цивилизация Тибета в крайне быстрые срок стала одной из самых развитых в мире. Могущественные тибетские правители вели тонкую политическую игру, заручаясь поддержкой сильных союзников. Так, например, Сонгцен Гампо превратил тибетские земли в сильную державу, где процветали экономика, военное дело, культура.

На тот момент сила тибетской армии была настолько велика, что вызывала немало опасений у правителей Северной Индии и Китая. В итоге Сонгцену соседи предложили заключить брак с царевнами этих государств, на что тибетский царь согласился.

Воин Кхампа, Маркам, Восточный Тибет, 2011
Воин Кхампа, Маркам, Восточный Тибет, 2011 год
© Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Религиозные конфликты

Времена правления Сонгцена Гампо, а именно – 630-649 годы, считаются периодом расцвета буддизма в Тибете. Тогда новые земли стали открытыми для религии, что со временем станет господствующей в регионе. Правда, распространение буддизма шло далеко не гладко. Первые миссионеры основали школу Ньингма, где просвещали тибетцев и принимали в свои ряды сторонников буддизма.

Представители новой школы и её философских идей столкнулись с крайне враждебным отношением тех, кто считал их своими конкурентами, – сторонников религии бон. Люди, исповедующие бон, не желали уступать свою власть «самозванцам», однако всего через сто лет, в VIII веке, буддизм значительно укрепился при поддержке тибетских правителей.

С европейцами отношения у тибетцев тоже сложились весьма непростые. Когда в 1624 году в Тибет прибывают португальские миссионеры, местные жители встречают их радушно и гостеприимно. Это стало толчком к построению христианских церквей, а в XVIII веке и вовсе земли Тибета стали прибежищем иезуитов и капуцинов. Такое вторжение внесло дисгармонию в местную жизнь, возникли серьёзные религиозные разногласия. В итоге Далай Лама в 1745 году изгнал европейских миссионеров со своей земли.

Буддийские монахи в монастыре Ганден, Тибет, 2011
Буддийские монахи в монастыре Ганден, Тибет, 2011
© Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Жена – одна, мужей – много

Жизнь тибетцев никогда не была беззаботной и простой. Им приходилось терпеть и экономический кризис, и китайскую оккупацию, однако все эти потрясения не смогли сломить неповторимую культуру этого народа. Пожалуй, самый удивительный аспект традиций тибетцев – многомужество. Меня немало удивило, что подобный обычай продиктован материальными проблемами.

Часто тибетская семья, где несколько сыновей, может позволить себе собрать средства на выкуп только для одной невесты. Она становится супругой старшего сына, а его братья считаются её мужьями «по умолчанию». Подобная ситуация совсем не смущает тибетских женщин, ведь каждый из мужей обязан заботиться о ней и содержать семейство в достатке. Выходит, чем больше супругов получает женщина, тем богаче будет её семья.

Женщина из Кхампа
Женщина из Кхампа / © Antoine Taveneaux / en.wikipedia.org

Тибетцы – народ с долгой и непростой историей, в которой осталось немало тайн, что не могут разгадать и современные исследователи. Но стоит ли? Мне кажется, нас всех и манит в Тибете его уникальность, загадочность и некая доля странности, что вряд ли сможет понять европеец. Остаётся лишь пожелать народу этого региона прежней стойкости в ранении собственной неповторимой культуры.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий