Благодаря библейским преданиям в нашу речь вошло выражение “добрый самаритянин”, о котором в одной из своих притч рассказывает Иисус. Сегодня же представителей самаритянского народа насчитывается не более 900 человек, а почти все они проживают в городе Холон, что располагается неподалёку от Тель-Авива.
У христиан всего мира самаритяне отождествляются с добрыми и бескорыстными людьми, готовыми прийти на помощь. Именно самаритянин спас Христа, как рассказывает нам Библия. Но что же мы знаем о самом народе? Как жили прежде и какой уклад жизни самаритян нашего времени?
Самаритяне – евреи или нет?
Самаритяне принадлежат к еврейскому субэтносу. Сами они считают, что происходят из Израильского царства, являясь потомками Иосифа. Именование исконной территории их проживания, Самария, связано с правлением царя Амврия, который правил в Израильском царстве. Впоследствии историческая область была разрушена ассирийцами.
Согласно многовековым принципам, самаритяне хранят верность традициям и вере Израиля. Поразительно, что сами самаритяне считают себя частью еврейского этноса, а вот евреи относят народ к потомкам ассирийцев. В записях историка Иосифа Флавия значится, что самаритяне и вовсе называли себя сидонцами, а именно – финикийцами. С давних времён многие израильские традиции у самаритян были более ярко выражены, чем у евреев.
Даже сегодня строгое соблюдение традиций субботы у этого народа превосходит еврейские обычаи. Впрочем, далеко не все культурные особенности евреев близки самаритянам – лишь самые древние. К примеру, самаритянки не отмечают Хануку – один из главных еврейских праздников.
У них нет поста в День Ава, когда, согласно преданиям, были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Большинство самаритян отвергает библейских пророков, считая, что у иудеев был лишь один учитель Слова Божия – Моше Рабейну (Моисей).
Примечательно, что священнейшим местом для самаритянского народа является совсем не Иерусалим, а гора Гризим. Её называют Горой благословений, ведь именно с неё Моисей завещал своему народу произносить слова молитв и благословения. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на священной горе, который, к сожалению, был разрушен спустя всего два века.
Борьба за свободу
Непростые перемены в жизнь народа внесла римская административная реформа. Несмотря на то, что самаритяне получили на своих землях права жителей автономии, они вынуждены были признать языческую веру.
Разрушение Второго Иерусалимского храма толкает самаритян к поискам дома на чужих территориях. Их общины появляются за пределами Самарии, где народ не мог исповедовать веру предков.
Особенно сильные народные волнения начинаются в V-VI веках. В это время самаритянам даже удаётся отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период ознаменовался правлением местных царей, которые получили поддержку народа. Увы, совсем скоро самаритяне были подавлены, а власть снова перешла к чужеземцам.
Сложный вопрос происхождения самаритян отразился и на их взаимоотношениях с евреями. В 1993 году, когда израильские войска были выведены из Шхема, представители самаритянского этноса потребовали, чтобы ряд их регионов получил статус израильских поселений, однако правительство ответило отказом.
На мой взгляд, причина крылась в возможных негативных политических последствиях, которые мог спровоцировать этот шаг. Несмотря на это, самаритяне подпадают под действие “Закона о возвращении”, поскольку имеют израильское гражданство и при желании могут переселиться в Израиль.
“Истинный иврит” – язык самаритян
Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.
Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.
Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.
Самаритяне в наши дни
Сегодня организацией ЮНЕСКО самаритяне отмечены как вымирающая этническая группа, о чём красноречиво говорит их малочисленность. Они занесены в “Красную книгу” племён и наций. Однако у этой “медали” есть и положительная сторона – самаритянская молодёжь может получать бесплатное образование в лучших израильских университетах.
Всего пару десятков лет назад самаритяне считались закрытым народом, но сегодня всё кардинально изменилось. Многие общественные и духовные лидеры вступают в браки с представителями других наций. Самаритянские старейшины поддерживают подобное отступление от древних традиций, считая, что новая кровь “омолодит” народ и, возможно, подарит ему времена возрождения.
Самаритяне – малочисленный и загадочный народ, связанный парадоксальными противоречиями с евреями. Его представители считают себя частью еврейского этноса, носителями “истинного иврита”, а вот сами евреи не поддерживают этих идей. Кто же из них прав? Мне кажется, не стоит разжигать споры, ведь каждый из этих народов является обладателем древней и очень богатой истории.