Миссури – смог ли выжить народ численностью в 80 человек?

Народы

Когда речь заходит об индейских племенах, нам часто вспоминаются старые вестерны и приключенческие романы, которые раскрывают только малую часть жизни индейских племён, а порой и вовсе не соответствуют реальности. Один из самых интересных таких народов – миссури.

Их название уже само по себе рассказывает о местах проживания этих племён, а именно – реке Миссури. К сожалению, в наше время уже не встретишь чистокровных миссури, однако их потомки стараются уберечь отголоски древней культуры, что прошла сквозь многие века. Что стало причиной исчезновения этого племени?

Разделение индейских народов

Сохранившиеся фотографии представителей миссури показывают нам классический и благородный образ индейцев. Пожилой вождь с мудрым взглядом, решительный молодой воин в традиционной одежде, юноша, готовящийся ко взрослой жизни и испытаниям, которые каждый миссури мечтал пройти достойно и удостоиться главной отметки – пера орла, что украсит его голову.

Такие обычаи были у ниу-тачи, как называли себя сами миссури. Как предполагают исследователи, они принадлежали к группе родственных племён, среди которых были айовы, ото и виннебаги. Последние остаются в районе залива Грин-Бэй, а остальные индейские народы (в том числе и миссури) продвигаются к западным землям.

Карл Бодмер – Индейцы племени Миссури, 1832
Карл Бодмер «Индейцы племени Миссури», 1832 год

Места остановки многих племён заметны на географических картах. Например, айовы обосновались у реки Айова, а миссури проделали более долгий путь, дойдя до своей реки. Правда, на их языках все эти названия звучали совершенно не так, как мы привыкли.

Когда же миссури получили своё «имя»? В 1687 году французский исследователь и путешественник Жутель впервые называет индейское племя у устья Грэнд-Ривер миссури. Я хочу заметить, что относительно этого региона проживания индейцев идут споры, поскольку миссури занимали незначительную территорию, ведь их численность была небольшой по сравнению с более воинственными и многочисленными ото, что являлись их соседями.

Делегация племени ото. Фотограф Джон Хиллерс
Делегация племени ото / Фотограф Джон Хиллерс

Роковое поражение миссури

На мой взгляд, именно малочисленность народа и стала губительной для него. Миссури постоянно терпели набеги соседних племён, что норовили покорить их и присвоить плодородные земли в долине реки. О том, как жили миссури до XVIII века, почти ничего не известно составляют вполне ясную картину бедствий этого народа.

В 1798 году сауки и фоксы объединяются против миссури, которые были разгромлены огромной силой соперников. Как указывают свидетельства, против натиска захватчиков миссури могли выставить не более полутора сотен воинов.

Согласитесь, армией это назвать сложно. В то же время воинственные соседи собрали довольно крупные отряды, что уничтожили боеспособных мужчин миссури, а женщин с детьми и стариков заставили обратиться в бегство. Покидая родные земли, часть миссури примкнула к осейджам, часть – к канзам.

Испытание эпидемиями и войнами

Неужели это был закат народа? А вот и нет. Миссури проявили стойкость, несмотря на поражение и череду прочих бедствий, одним из которых была вспышка оспы. Племена миссури отходят к реке Платт, где живут некоторое время, а затем вновь возвращаются к родной Миссури. Увы, судьба вновь оказалась жестокой к этим индейцам.

В 1823 году новая эпидемия уносит жизни многих миссури, а численность их становится катастрофически малой. Для ясности приведу некоторые данные. Если к началу XVIII века в деревнях миссури проживало около 200 семей, в каждой из которых насчитывалось по меньшей мере три человека, то к началу XIX столетия общее число миссури едва достигало 300 человек.

Через несколько лет, к 1830 году, миссури вновь гибнут от болезней, становясь одним из вымирающих индейских племён. Тогда их насчитывалось не более 80 человек.

Объединение миссури с ото: индейская «автономия»

Кардинальные перемены в жизни миссури наступают именно в этот период, в 1829-1830 годы. Они оказались беззащитными перед любым врагом, пусть даже тот окажется слабым и небольшим племенем. Что же ждало этих людей? Только истребление, но миссури как истинные индейцы, наделённые мудростью, решили не покоряться судьбе. Рядом с ними располагалась территория ото, что были более многочисленным и сильным народом.

Во многом культура этих племён была схожа, а отдельные различия не вызывали вражды между ними. Чтобы избежать участи уничтоженных племён, миссури объединяются с ото, которые за счёт такого пополнения укрепляют свои силы. Что примечательно, вождей миссури выбирали независимо от ото, которые создавали свою иерархию.

Джордж Калеб Бингем - Торговцы мехом спускаются по Миссури
Джордж Калеб Бингем «Торговцы мехом спускаются по Миссури, 1845 год»
Местонахождение картины: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США

Мне такое взаимодействие напоминает индейскую автономию: миссури зависели от ото, однако были свободны и подчинялись собственным представителям власти. Увы, но о военном искусстве миссури практически не сохранилось сведений.

Этот народ не мог противостоять европейцам и даже своим соседям, а потому не мог составить конкуренции знаменитым индейским племенам, что господствовали на Великих Равнинах. Однако это не повод считать миссури слабыми людьми: они доказали, что имеют право на жизнь, пусть и в составе родственного племени.

Миссури - смог ли выжить народ численностью в 80 человек?
Карл Бодмер «Индеец миссури, индеец ото и вождь племени понка», между 1840 и 1843 годами

Сегодня племена индейцев ото-миссури продолжают жить. Согласно данным 2005 года, численность их представителей достигает 1500 человек. Один этот факт показывает, что миссури не исчезли и не были порабощены или истреблены.

Казалось бы обречённое индейское племя сумело проявить стойкость в борьбе за жизнь. Всем нам миссури доказывают, что безвыходных ситуаций не бывает, а компромиссное решение подчас разумнее кардинальных изменений и, уж тем более, лучше гибели.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий