Индийский штат Махараштра славится своими живописными видами и загадочными обычаями местных жителей. Большинство из них принадлежат к маратхам – древнему народу, предки которого начали селиться на их исторической родине много столетий тому назад.
Жизнь племён маратхов нельзя было назвать простой, ведь им довелось столкнуться с войнами, чужестранными завоевателями и историческими переменами. Предками современных маратхов были племена ратхов и махаратхов, воинственны народов, что населяли индийские земли.
Рассказы об этих могучих воинах и отважных бойцах встречаются в древних ведических текстах. Первые же сведения о маратхах как народе мы находим в источниках, что датируются приблизительно II веком до нашей эры, однако учёные уверены, что становление народности произошло гораздо раньше.
От мира к войне
Став хозяевами на своей земле маратхи превратили её в процветающий край, который стал центром развития нескольких царств. Одним из них стало Махараштрамандала, или, проще говоря, Страна маратхов, о которой писал Днянешвара в XIII веке. Именно на территории земель маратхов происходит объединение этого некогда разрозненного народа.
Увы, время единства продлилось недолго – всего два века. Тем не менее, имя махараджи Чхатрапатхи Шиваджи, что сыграл главную роль в объединении своего народа, навсегда вошло в историю маратхов. Махараджа мечтал освободить свой народ от власти Великих Моголов, добиться независимости для маратхов, чтобы вновь создать могущественное свободное царство.
Английское завоевание маратхов
В XVIII веке, когда территория края маратхов становится притягательным объектом для англичан, устанавливающих своё господство в Индии, разгорается череда войн между европейцами и местным населением. Маратхи отчаянно сопротивлялись колонизации, однако не могли противостоять прекрасно вооружённым английским солдатам.
Первое столкновение с английскими военными отрядами происходит в 1774 году, после чего последовали ещё три войны. Лишь к 1818 году англичанам удалось сломить сопротивление непокорных маратхов, однако это не означало духовного упадка народа.
Отражение народа в богах
Знакомясь с историей Индии, самых разных её народов, я невольно восхищаюсь их стойкостью. Несмотря на многовековую власть Британии, маратхи, как и их соседи, сохранили свою культуру, традиции, верования. Сегодня в мире насчитывается около 80 миллионов маратхов, большинство которых по-прежнему живёт на родной земле. Почти все маратхи исповедуют индуизм, некоторые являются сторонниками ислама.
Современные жители штата Махараштра, как и их предки, верят в силу богов, которым молятся и приносят дары. Особенно почитаемыми божествами являются Ганеша и Дурга. Первый из них – чудесный и добродушный бог успеха с головой слона. В его честь маратхи устраивают массовые празднества, что могут длиться около 10 дней.
А вот Дурга, на мой взгляд, ярко отражает характер женщин этого народа. Прекрасная и воинственная богиня является воплощением справедливой и подчас карающей силы. Как отмечали, древние авторы в своих лирических описаниях, женщины маратхов немного грубоваты, но страстны и чувствительны.
Изначально маратхи являлись воинами и земледельцами и, хочу заметить, эти старинные искусства они развивают и сегодня. Сегодня маратхам уже не приходится вести войны с захватчиками, однако нередко они проявляют себя как превосходные стражи, блюстители порядка или охранники.
Несмотря на то, что во многих странах сельское хозяйство приходит в упадок, маратхи, напротив, делают его гордостью своей страны. Они выращивают экзотические фрукты и кокосовые пальмы, занимаются производством молочных продуктов и мучных изделий. Кстати, большинство маратхов являются вегетарианцами, а основой местной кухни являются пшеничные или рисовые лепёшки.
Закалка Маратхов опасностями
Немало традиций маратхов вызывают шок у европейцев. Среди них я хочу выделить обычай сбрасывать детей с крыши высокого храма. Согласно поверьям, младенец, пролетев расстояние в несколько сотен метров, приобретает божественное благословение и защиту от тёмных сил. Что примечательно, ни один малыш при проведении этой ужасной процедуры не пострадал, а потрясённые матери отделываются лишь сильным испугом.
Во время проведения этого ритуала внизу, под стенами храма, дежурят люди с растянутым мягким покрывалом, на которое и приземляется ребёнок. И в этом обычае снова заметен жесткий и даже излишне бескомпромиссный характер маратхов – они предпочитают «закалять» детей с раннего детства, чтобы уже вскоре после своего рождения маленький человек знал, как преодолевать препятствия.
Музыка маратхов заслуживает особого внимания. Более пяти столетий тому назад в Махараштре сформировался особенный вид музыкального искусства – тамаша (в переводе с персидского – «игра», «развлечение»). Основой тамаша является наличие целого ансамбля музыкантов, что исполняют традиционные мелодии, а также танцоров, которые по-своему создают мелодичный ритм. Помогают им это делать маленькие колокольчики, привязанные к ножным браслетам. Истории, которые рассказывает тамаша, чаще всего затрагивают сюжеты мифов о божествах и сотворении Вселенной.
Маратхи представляют собой не просто народ, а целый мир своеобразной культуры и памяти о событиях прошлого, где есть место и радости, и печали. И всё-таки я уверена, что современным маратхам уже нет повода грустить – они доказали, что мог устоять под любыми ударами захватчиков, а главное – сберегли свою духовную культуру, сделав её жемчужиной даже своей пёстрой и таинственной родины – Индии.