Виктор Васнецов – выдающий русский живописец, признанный мастер, чьё творчество приобрело немало поклонников как в России, так и за пределами её. В конце XIX века он написал одну из самых знаменитых своих картин – «Встреча Олега с кудесником». Всякий, кто читал пушкинскую «Песнь о вещем Олеге», поймёт, что изображено на этой работе Васнецова.
Надо признать, что художник был мастером изображения сказочных и фольклорных сюжетов, а потому это произведение, как и многие другие, было высоко оценено. Вот только тогда, в процессе написания «Встречи Олега…», Васнецов и представить не мог, что через пару веков в этой картине увидят намёки на экстремизм. Да-да, а ведь история этой работы связана с невообразимой глупостью и скандалами. Что же такого изобразил Васнецов на своём полотне, что был осуждён посмертно?
История создания
Русский живописец Виктор Васнецов был виртуозом изображения сцен из славянского фольклора. Чего только стоят его иллюстрации к сказкам! Однако наибольший интерес художника вызывали авторские пересказы старинных преданий. Именно поэтому он решил создать ряд картин, входивших в цикл «Песнь о вещем Олеге». Как вы понимаете, основой для них стало произведение Александра Сергеевича Пушкина.
Работу над «Встречей Олега с кудесником» Васнецов начал в 1890-е годы. Приближался юбилей великого русского поэта, в связи с чем готовилось переиздание его книги. Четыре иллюстрации Васнецова должны были украсить страницы «Песни о вещем Олеге».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Во время создания своего произведения живописец, к тому времени детально изучивший старинные русские орнаменты, обильно использовал их при оформлении. Кроме того, его иллюстрация была создана в том стиле, который можно было встретить в древних книгах Руси. Сохранив старинный колорит, Васнецов придал ему живости и яркости.
Поначалу Виктор Васнецов задумал создать два варианта картины. Один – непосредственно полотно с изображением сцены встречи Олега и волхва. Второй – более простой, бумажный вариант. Но в конце концов Васнецов остановился на третьем варианте.

Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия
Свою работу он написал акварелью на бумажном листе достаточно большого размера. Хотя картина эта была известной и украсила издание пушкинской «Песни…», долгое время оригинал изображения считался утерянным. На самом деле он просто находился в частой коллекции. Сегодня же увидеть произведение Васнецова можно в Государственном литературном музее в Москве.
Особенности «Встречи Олега…»
Взглянув на картину «Встреча Олега с кудесником», можно понять: для Васнецова не существовало незначительных деталей. Всё, даже, казалось бы, не слишком важные мелочи выписаны им с большой тщательностью. Позади Олега стоит его дружина, причём можно разглядеть выражение лица каждого из изображённых воинов.
Конь князя выглядит уставшим, но при этом не потерял своей величественной красоты и благородного облика. На картине изображён миг, когда князь получает жуткое пророчество от волхва. Кудесник поднял руку, его облик суров, а вот на лице князя отражается недоверие. Неужели он и правда примет смерть от своего любимого коня? В то же время Олег понимает, что волхв видит гораздо больше него и не стоит сомневаться в верности его слов.

«Неправильная» картина
Казалось бы, картина «Встреча Олега с кудесником» – это произведение, которое в очередной раз подчеркнуло высочайшее мастерство Виктора Васнецова. Оно и правда стало одной из самых известных иллюстраций к пушкинской «Песни о вещем Олеге», но это не помогло картине избежать скандала, который разразился через много лет после её создания и смерти художника.
В марте 2010 года картину Васнецова использовали в качестве обложки для оформления одной из книг Алексея Добровольского. Этот писатель известен как националист-неоязычник, и вскоре Ленинский районный суд города Кирова запретил продажу его книг, признав их экстремистскими материалами. Но при чём здесь Васнецов? Как оказалось, в Кирове осудили не только Добровольского, но и автора обложки его книги. Да-да, художник, написавший картину в конце XIX века, был обвинён в призывах к экстремизму. Это может показаться полным бредом, но почитайте сами. Вот выдержка из заключения «экспертов» Кирова:
«В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу».
Как говорилось в одной известной советской комедии, «когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите». Так и здесь. Надо отдать должное специалистам, они очень точно охарактеризовали кудесника – он действительно имеет властный и суровый облик, хотя просто одет, да и вообще только что вышел из лесной чащи. Вот только с экстремизмом картина не имеет ничего общего. Ну а «экспертам» не мешало бы прочитать «Песнь о вещем Олеге» – может, тогда бы они поняли, почему старец имеет столь грозный вид. Кстати, могущество кудесника описывает и Пушкин. В его «Песни о вещем Олеге» старец произносит:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».

К счастью, ещё остались на свете здравомыслящие люди, которые понимают смысл изображённых сюжетов и ценность произведений искусства. Если бы за каждый властный взор на полотне, за поднятую руку и принадлежность к иной вере художников обвиняли бы в экстремизме, а их работы сжигали, у нас бы уже давно наступило второе Средневековье.