«Встреча Олега с кудесником» – почему Васнецова посмертно обвинили в экстремизме?

Искусство

Виктор Васнецов – выдающий русский живописец, признанный мастер, чьё творчество приобрело немало поклонников как в России, так и за пределами её. В конце XIX века он написал одну из самых знаменитых своих картин – «Встреча Олега с кудесником». Всякий, кто читал пушкинскую «Песнь о вещем Олеге», поймёт, что изображено на этой работе Васнецова.

Надо признать, что художник был мастером изображения сказочных и фольклорных сюжетов, а потому это произведение, как и многие другие, было высоко оценено. Вот только тогда, в процессе написания «Встречи Олега…», Васнецов и представить не мог, что через пару веков в этой картине увидят намёки на экстремизм. Да-да, а ведь история этой работы связана с невообразимой глупостью и скандалами.  Что же такого изобразил Васнецов на своём полотне, что был осуждён посмертно?

История создания

Русский живописец Виктор Васнецов был виртуозом изображения сцен из славянского фольклора. Чего только стоят его иллюстрации к сказкам! Однако наибольший интерес художника вызывали авторские пересказы старинных преданий. Именно поэтому он решил создать ряд картин, входивших в цикл «Песнь о вещем Олеге». Как вы понимаете, основой для них стало произведение Александра Сергеевича Пушкина.

Работу над «Встречей Олега с кудесником» Васнецов начал в 1890-е годы. Приближался юбилей великого русского поэта, в связи с чем готовилось переиздание его книги. Четыре иллюстрации Васнецова должны были украсить страницы «Песни о вещем Олеге».

Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Во время создания своего произведения живописец, к тому времени детально изучивший старинные русские орнаменты, обильно использовал их при оформлении. Кроме того, его иллюстрация была создана в том стиле, который можно было встретить в древних книгах Руси. Сохранив старинный колорит, Васнецов придал ему живости и яркости.

Поначалу Виктор Васнецов задумал создать два варианта картины. Один – непосредственно полотно с изображением сцены встречи Олега и волхва.  Второй – более простой, бумажный вариант. Но в конце концов Васнецов остановился на третьем варианте.

Виктор Михайлович Васнецов «Встреча Олега с кудесником», 1899 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Встреча Олега с кудесником», 1899 год
Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Свою работу он написал акварелью на бумажном листе достаточно большого размера.  Хотя картина эта была известной и украсила издание пушкинской «Песни…», долгое время оригинал изображения считался утерянным. На самом деле он просто находился в частой коллекции. Сегодня же увидеть произведение Васнецова можно в Государственном литературном музее в Москве.

Особенности «Встречи Олега…»

Взглянув на картину «Встреча Олега с кудесником», можно понять: для Васнецова не существовало незначительных деталей. Всё, даже, казалось бы, не слишком важные мелочи выписаны им с большой тщательностью. Позади Олега стоит его дружина, причём можно разглядеть выражение лица каждого из изображённых воинов.

Конь князя выглядит уставшим, но при этом не потерял своей величественной красоты и благородного облика. На картине изображён миг, когда князь получает жуткое пророчество от волхва. Кудесник поднял руку, его облик суров, а вот на лице князя отражается недоверие. Неужели он и правда примет смерть от своего любимого коня? В то же время Олег понимает, что волхв видит гораздо больше него и не стоит сомневаться в верности его слов.

Позади Олега стоит его дружина, причём можно разглядеть выражение лица каждого из изображённых воинов
Позади Олега стоит его дружина, причём можно разглядеть выражение лица каждого из изображённых воинов

«Неправильная» картина

Казалось бы, картина «Встреча Олега с кудесником» – это произведение, которое в очередной раз подчеркнуло высочайшее мастерство Виктора Васнецова. Оно и правда стало одной из самых известных иллюстраций к пушкинской «Песни о вещем Олеге», но это не помогло картине избежать скандала, который разразился через много лет после её создания и смерти художника.

В марте 2010 года картину Васнецова использовали в качестве обложки для оформления одной из книг Алексея Добровольского. Этот писатель известен как националист-неоязычник, и вскоре Ленинский районный суд города Кирова запретил продажу его книг, признав их экстремистскими материалами. Но при чём здесь Васнецов? Как оказалось, в Кирове осудили не только Добровольского, но и автора обложки его книги. Да-да, художник, написавший картину в конце XIX века, был обвинён в призывах к экстремизму. Это может показаться полным бредом, но почитайте сами. Вот выдержка из заключения «экспертов» Кирова:

«В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу».

Как говорилось в одной известной советской комедии, «когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите». Так и здесь. Надо отдать должное специалистам, они очень точно охарактеризовали кудесника – он действительно имеет властный и суровый облик, хотя просто одет, да и вообще только что вышел из лесной чащи. Вот только с экстремизмом картина не имеет ничего общего. Ну а «экспертам» не мешало бы прочитать «Песнь о вещем Олеге» – может, тогда бы они поняли, почему старец имеет столь грозный вид. Кстати, могущество кудесника описывает и Пушкин. В его «Песни о вещем Олеге» старец произносит:

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».

Кудесник поднял руку, его облик суров, а пророчество сулит князю смерть
Кудесник поднял руку, его облик суров, а пророчество сулит князю смерть

К счастью, ещё остались на свете здравомыслящие люди, которые понимают смысл изображённых сюжетов и ценность произведений искусства. Если бы за каждый властный взор на полотне, за поднятую руку и принадлежность к иной вере художников обвиняли бы в экстремизме, а их работы сжигали, у нас бы уже давно наступило второе Средневековье.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий