«Витязь на распутье» – что нам открывает творение Васнецова?

Искусство

«Витязь на распутье» знаменитая картина не просто открывает нам очередную историю, поведанную ценителем русского фольклора Виктором Васнецовым, но и становится своего рода итогом многолетних трудов художника, демонстрацией его высочайшего мастерства.

Виктора Михайловича Васнецова я бы назвала не просто великим русским живописцем, но и поистине “сказочным” художником. Его кисти принадлежит множество картин, открывающих нам сюжеты народных сказок и былин, например картина «Богатыри». Они настолько реалистичны и притягательны, что зритель буквально погружается в атмосферу шедевра. Что же можно увидеть в «Витязе на распутье»? Какие символы и скрытые образы использует живописец?

Создание картины «Витязь на распутье»

Для Виктора Михайловича Васнецова 70-е годы XIX века стали знаковым, даже переломным моментом в творчестве. Если прежде он использовал для своих картин реалистические сюжеты и образы, то в этот период решает перейти к совершенно новому направлению. Живописец стремился отразить в своих работах русских фольклор, знаменитые былины и сказки, известных всем героев и сюжеты.

В это время художник начинает работу над эскизами к «Витязю на распутье». Первые наброски появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Натурщиком для образа воина послужил младший брат живописца. В этот же период был закончен первый вариант картины.

Черновые наброски Виктора Васнецова к картине «Витязь на распутье»
Черновые наброски Виктора Васнецова к картине «Витязь на распутье»

Варианты картины

В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.

Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье», 1882 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:

“На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.

Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.

Изначальный вариант картины «Витязь на распутье»
Изначальный вариант картины «Витязь на распутье»

Описание картины Васнецова

Глядя на картину «Витязь на распутье», сразу же обращаешь внимания на фигуру воина. Перед нами – богатырь, восседающий на чудесном белом коне, что, несомненно, является его верным товарищем в странствиях и сражениях.

Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст.

Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется.

“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”, – гласит надпись на камне.

Надпись на камне, фрагмент картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Надпись на камне, фрагмент картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Кажется, что через мгновение белоснежный конь тряхнёт гривой, а всадник выпрямится в седле. Тем не менее, поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами.

Впрочем, это же заметно и его коню. Его грива и хвост не развеваются, а само животное выглядит не менее уставшим, чем его хозяин. Но, несмотря на это, в их измученных силуэтах чувствуется некая внутренняя решимость – их дух не знает усталости и упадка.

Я же хочу отметить некое душевное единство коня и всадника. Прекрасное животное при необходимости домчит воина в любое место, но сейчас конь полностью разделяет настроение своего хозяина.

Витязь и его конь, фрагмент картины «Витязь на распутье»
Витязь и его конь, фрагмент картины «Витязь на распутье»

Детали картины

Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен – он в полном боевом облачении За его спиной висит щит, к поясу прикреплён колчан, украшенный декоративными элементами. Видно, что он полон стрел, а значит, воин знает, что предстоит нелёгкий и долгий бой.

Сбоку висит крупная булава, а в правой руке богатыря – длинное острое копьё. Рука витязя легко и без напряжения сжимает его – он уверенно держит оружие, что очень скоро пригодится в сражении.

Витязь на коне, фрагмент картины «Витязь на распутье»
Витязь на коне, фрагмент картины

Виктор Васнецов – мастер “картин настроения”, и в «Витязе на распутье» это особенно чувствуется. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним – грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий.

Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж.

Фрагмент картины «Витязь на распутье»
Фрагмент картины «Витязь на распутье»

«Витязь на распутье» – картина Виктора Васнецова, что по праву приобрела известность. В ней отображён один из типичных былинных и сказочных сюжетов, однако это – не просто эпизод из славянского фольклора.

Живописец в своём творении воспевает силу и доблесть русских богатырей, готовых идти на бой с неизвестным и смертельно опасным противником. Его витязь не стремится к войне, однако для защиты родной земли он готов идти вперёд, невзирая на гибельные препятствия и предупреждения.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий