Ведьмы и демоны жили в его голове – Франсиско Гойя

Искусство

Образы, созданные воображением известного испанского живописца Франсиско Гойи, и сегодня поражают людей. Некоторые его творения напоминают фрагменты из фильмов ужасов, другие же кажутся зловещими и мистическими, словно бы предупреждают о грядущих бедах. Произведения Гойи могут безумно нравиться или вызывать отторжение, но равнодушным они точно никого не оставляют. А ведь причины гениальности крылись не только в таланте мастера, но и в его болезни.

Страдающий от душевного недуга Франсиско Гойя создавал странные, гротескные образы. Вот только назвать это «бредом сумасшедшего» едва ли можно. Воспалённый разум живописца очень тонко и аллегорично передавал чувства и переживания многих соотечественников мастера. Так что же известно об этом авторе жутких картин? Как Гойя сочетал болезнь и творчество? И как недуг «помогал» ему создавать новые шедевры?

Сын мастера

В 1746 году в Сарагосе на свет появился мальчик, которому в будущем суждено будет стать одним из самых знаменитых испанских живописцев. Родители Франсиско Гойи принадлежали к среднему сословию. Его мать была представительницей аристократического рода, но не могла претендовать на высокое положение в обществе, поскольку ещё её предки были полностью разорены и потеряли все свои земли.

Художественный талант юный Франсиско унаследовал от своего отца, Хосе Гойи, который были признанным мастером по золочению. Даже каноники соборов и церквей обращались за советом к нему и просили, чтобы Хосе проверил качество позолоты и высказал своё мнение. Сам же Франсиско, являвшийся младшим из трёх сыновей семейства, с детства проявлял интерес к различным видам творчества. Правда, в отличие от одного из старших братьев, юного Гойю интересовало не столько золочение, сколько рисование.

С юности Франсиско всё больше увлекался рисованием Франсиско Гойя «Автопортрет», с 1771 по 1775 год Местонахождение: Частная коллекция
С юности Франсиско всё больше увлекался рисованием
Франсиско Гойя «Автопортрет», с 1771 по 1775 год
Местонахождение: Частная коллекция

Дело не по душе

Когда отец заметил, что его младший сын совсем не тянется к получению новых знаний (у Гойи было поверхностное образование), он принял решение отдать того на обучение в мастерскую живописца Лусана-и-Мартинеса. Как верил родитель, здесь из парня мог бы выйти толк.

Однако вместо любимой живописи Гойя занимался созданием гипсовых слепков и изучением особенностей скульптуры. И если рисование вызывало у юноши огромный интерес, то это дело вообще не привлекало его. Тем не менее Франсиско усердно трудился в мастерской и даже подал на конкурс одну из своих гипсовых работ.

Едва ли она была хороша, поскольку никто не отдал даже одного голоса за это творение. Уже тогда паренёк стал понимать, что ваяние – явно не его занятие, но признался в этом самому себе гораздо позже. Спустя некоторое время молодой скульптор был отправлен на конкурс в Академию Сан-Фернандо. Как и следовало ожидать, работа Гойи стала очередным провалом начинающего мастера.

В Академии изящных искусств Сан-Фернандо Гойю как скульптора ожидал очередной провал. Теперь же здесь хранятся работы живописца Гойи / ru.advisor.travel
В Академии изящных искусств Сан-Фернандо Гойю как скульптора ожидал очередной провал. Теперь же здесь хранятся работы живописца Гойи / ru.advisor.travel

Сорвиголова Гойя

Франсиско ненавидел слепки, вот только долгое время никому об этом не говорил. Многие считали его просто одним из множества бездарных ваятелей, жюри конкурсов не признавало таланты и фантазии молодого Гойи – уж слишком странными казались создаваемые им образы. Да и надо признать, что в скульптуре он мало преуспел.

Но не стоит представлять Франсиско Гойю неким обделённым гением, который в молодые годы страдал от непонимания современников. Его стихией был кураж, бой быков, крики и задиристые выпады. Смелый и отчаянно бесстрашный, он сам нередко ввязывался в авантюры, а порой поступал далеко не так, как было принято в благородном обществе.

Рассказывали, что однажды Гойя, влюбившись в послушницу одного из монастырей, выкрал девушку и увёз из обители. Быть может, это были просто слухи, окружавшие неординарную личность, но знакомые Франсиско заявляли: этот парень мог сотворить что угодно.

Не скульптура, а живопись вдохновляла Гойю Франсиско Гойя «Автопортрет за работой», 1795 год Местонахождение: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид, Испания
Не скульптура, а живопись вдохновляла Гойю
Франсиско Гойя «Автопортрет за работой», 1795 год
Местонахождение: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид, Испания

Первые провалы

Столь нелюбимое занятие скульптурой дало возможность Гойе отправиться в путешествие по Италии, которая по праву считалась сокровищницей мировой живописи. На протяжении пяти лет, с 1766 года, Франсиско жил в Риме, причём эта пора остаётся одной из самых таинственных в его биографии.

За римский период было создано совсем мало работ мастера, в его жизни не происходило важных событий или перемен. Вот только именно это время оказалось важнейшим в творчестве Гойи. Как отмечает русский искусствовед А.И.Сомов:

«Он (Гойя) занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Франсиско Гойя «Автопортрет в очках», около 1797-1800 годов Местонахождение: Музей Гойи, Кастр, Франция
Франсиско Гойя «Автопортрет в очках», около 1797-1800 годов
Местонахождение: Музей Гойи, Кастр, Франция

И снова неудача

В 1771 году Франсиско дерзнул принять участие в очередном конкурсе – теперь уже среди живописцев. Смелость этого поступка объяснялась тем, что Гойя скрыл своё имя, представился уроженцем Рима и даже назвал в качестве своего учителя одного из выдающихся местных живописцев. Вероятно, так молодой художник рассчитывал приобрести благосклонность жюри. Согласно заданию, участники должны были написать картину на античную тематику.

Созданное Гойей изображение Ганнибала впечатлило зрителей и членов жюри своими грандиозностью и масштабом, однако не принесло победы автору. Единственная премия была вручена совершенно другому художнику, а Франсиско даже упрекнули в излишне «резких тонах» и использовании слишком «кричащих контрастов». Как и всякий проигравший, Гойя был огорчён. Но по иронии судьбы конкурс, не принесший ему столь желанной победы, оказался весьма важным событием. Именно благодаря ему Гойю заметили как живописца.

Франсиско Гойя «Ганнибал-победитель впервые смотрит с Альп в сторону Италии», 1771 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Ганнибал-победитель впервые смотрит с Альп в сторону Италии», 1771 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Работа для капеллы

Вернувшись в Сарагосу, молодой художник получил заказ на создание эскизов для плафона церкви капеллы архитектора Родригеса. Выполнив несколько набросков, Гойя продемонстрировал их представителям капеллы, которые остались вполне довольны его работой. Так Франсиско получил свой первый большой заказ «Поклонение имени Бога». Кстати, среди претендентов для выполнения этого полотна был и известный мастер Антонио Веласкес, однако он запросил поистине баснословную сумму за своё творение. Гойя же оказался куда скромнее, что пришлось по душе церковникам.

В 1772 году живописец закончил роспись, причём работа его вызывала восхищение у капитула капеллы ещё на стадии создания эскизов. Это был первый успех, который помог живописцу приобрести новых заказчиков и покровителей. Спустя некоторое время его уже пригласили на роспись ораторий дворца Собрадиэль, что стало ещё одной яркой и масштабной ранней работой живописца.

Франсиско Гойя «Поклонение имени Бога», 1772 год Местонахождение: Базилика Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагоса, Испания
Франсиско Гойя «Поклонение имени Бога», 1772 год
Местонахождение: Базилика Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, Сарагоса, Испания

«Неожиданный» брак

Один из коллег Гойи, Франсиско Байеу, сам того не ведая, выступил своего рода «Амуром», соединяющим сердца. Однажды Франсиско пригласил живописца в гости, где познакомил со своей сестрой Хосефой. Обворожительная девушка была столь прекрасна, что Гойя, позабыв о всяких приличиях, начал приглашать её на свидания и вечерние прогулки. Дело завершилось тем, чем и должно было – спустя некоторое время Хосефа сообщила возлюбленному, что беременна.

Интересное положение сестры не скрылось и от Франсиско, который потребовал от Гойи жениться на Хосефе. Тот вряд ли был против, а потому никакого скандала не случилось. В 1773 году Франсиско женился на Хосефе, которую ласково называл «Пепой». А через четыре месяца у пары родился мальчик, который, к сожалению, прожил совсем недолго. Как считают биографы, Хосефа родила пятерых детей, но выжил лишь один сын Гойи – Хавьер.

Родство с влиятельным семейством Байеу вскоре принесло живописцу свои плоды. Спустя пару лет после женитьбы на Хосефе Франсиско стал работать в мастерской её брата. А вскоре по рекомендации шурина Гойя даже был назначен придворным художником короля Карла Третьего. Среди его первых заказов были шпалеры для столовой во дворце Эскориал, а затем Гойе и вовсе доверили гравирование картин Диего Веласкеса, что считалось огромной честью для любого испанского живописца. Как отмечал сам Гойя:

«Так случилось, что отныне я – придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов».
Франсиско Гойя «Портрет Хосефы Байеу», жены художника, около 1800 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Портрет Хосефы Байеу», жены художника, около 1800 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Путь к успеху

Немало картин художник написал по заказу принца Астурийского. В ту пору особенный интерес публики вызывала жизнь простого народа Испании. Гойя и сам предпочитал писать такие картины, а потому совпадение интересов с заказчиками гарантировали ему немалый доход и успех. В то время живописец пишет «Прачек», «Врача», «Продавца посуды». Колоритные и своеобразные полотна не оставляли равнодушными зрителей, причём уже тогда по ним можно узнать неповторимый стиль Гойи.

Теперь получить портрет, выполненный Франсиско Гойей, или заказать у этого живописца картину мечтал едва ли не каждый испанский вельможа. Сам Гойя не старался демонстрировать ложную скромность и в письмах друзьям отмечал, что очень популярен. Более того, художник сумел как бы «отомстить» Академии Сан-Фернандо, где когда-то с треском провалился на конкурсе. Признанный художник становится сначала почётным членом учреждения, а затем и вовсе возглавляет Академию.

Франсиско Гойя «Прачки», 1780 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Прачки», 1780 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Семейные проблемы

Одним из немногих, кто не разделял всеобщего восхищения творениями Гойи, стал его шурин. Франсиско Байеу критически относился к работам своего родственника. Он был закоренелым классицистом, а потому не мог воспринимать резкие цвета и слишком «рваные» линии Гойи. Франсиско возмущали образы, которые его «непутёвый», но популярный шурин использовал на своих полотнах. Байеу призывал Гойю быть сдержаннее в подаче, что, как вы понимаете, не могло не раздражать вспыльчивого Гойю. В дальнейшем художник писал:

«Я вновь и вновь обращаюсь к Богу с просьбой освободить меня от вспыльчивой гордости, которая овладевает мною».

Надо признать, что общего языка с Гойей не находил не только его шурин, но и супруга. Хосефа страдала от частых измен мужа, который даже не пытался скрывать свои новые увлечения. За многие годы совместной жизни с этой женщиной Гойя написал лишь один её портрет. Несомненно, сам он относился к жене пренебрежительно, несмотря на то, что она всегда была ему верна и переживала вместе с супругом не только счастливые, но и крайне тяжёлые времена.

Франсиско Гойя «Заклинание», около 1797-1798 годов Местонахождение: Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Заклинание», около 1797-1798 годов
Местонахождение: Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид, Испания

Болезнь и творчество

Казалось, Франсиско Гойя уверенно шёл к вершинам славы и успеха. Однако в возрасте 46 лет с живописцем случилось нечто, полностью переменившее всю его жизнь. Именно с той поры его проклятием стало загадочное заболевание, которое будет преследовать мастера на протяжении всей жизни. Именно болезнь заставила Гойю взять отпуск во время пребывания в Мадриде. Он и сам не понимал, что с ним происходит, но всё это очень тревожило окружающих и самого живописца.

От чего же страдал Франсиско Гойя? Находясь в Кадисе у своего приятеля Себастьена Мартинеса Гойя вдруг начал жаловаться на сильное недомогание и головные боли. Спустя несколько дней он говорил, что ему не даёт уснуть шум в ушах. Художник не мог ориентироваться в пространстве и даже на некоторое время впал в кому.

Как считают исследователи, причиной развивающейся тяжёлой болезни могли стать осложнения, полученные от сифилиса. Поскольку молодость Гойи была крайне бурной, а сам он в те времена мало беспокоился о будущем, этот вариант не является фантастическим. Более того, один из биографов художника недвусмысленно отмечает:

«Семейное счастье Гойи разрушила спирохета».
Франсиско Гойя «Автопортрет», 1796-1797 годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Автопортрет», 1796-1797 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Не слышать, но видеть по-новому

Через несколько лет болезнь, казалось, отступила. Гойе и правда стало лучше – по крайней мере, он уже понимал, где находится и даже узнавал окружающих. Однако с той поры он больше не мог слышать – глухота стала его вечной спутницей до конца дней. Однако живописец стал учиться читать по губам и ещё более пристально присматриваться к лицам людей.

Как считают ценители творчества испанского художника, это позволило ему лучше изображать все оттенки характеров и причудливые образы, которые может принимать человеческая натура. Именно так – натуру он показывал через лица, даже если та не слишком соответствовала внешнему облику людей. Недуг позволил Гойей детально рассмотреть каждого человека.

Однако самого мастера это не радовало. Он вспоминал, что некогда в юные годы кичился своим богатырским здоровьем, мог не спать ночи напролёт и устраивать безумные кутежи. Теперь же измученный болезнью Гойя писал в послании одному из своих друзей:

«Я стал старым, на моём лице много морщин, ты меня даже, может быть, не узнал бы, если бы не мой плоский нос и не мои впалые глаза».
Франсиско Гойя «Колосс», 1812 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Колосс», 1812 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Гойя и герцогиня Альба

Заболевание переменило не только жизнь и облик самого живописца, но и его творчество. Теперь на картинах Франсиско нельзя было увидеть красавиц с пышными формами и румяными лицами. Зато с той поры на полотнах Гойи стали появляться пугающие гротескные образы. Чудовища, ведьмы и демоны жили и на картинах, и в воображении мастера.

В этот период живописец создаёт серию офортов «Капричос», которая кажется и правда жуткой. Художник, лишённый способности слышать мир, раскрывал публике то, каким он стал для него. Здесь можно увидеть демонических созданий и пугающего вида колдуний. Несомненно, создавая всё это, Гойя погружался в тревожные пучины своего воображения, однако эти произведения не только шокировали, но и вдохновляли публику.

Несмотря на свой недуг, Франсиско не утратил того, чем отличался на каждом этапе своей жизни, а именно – способности нравиться женщинам. Одной из тех дам, чьё сердце тронул этот живописец, стала герцогиня Каэтана Альба. Ей было чуть больше двадцати, когда художник запечатлел герцогиню на одной из шпалер. Потом, уже в тридцатилетнем возрасте, Альба попросила написать для неё картину. Это был первый, но далеко не последний портрет Каэтаны, написанный Гойей.

Франсиско Гойя «Герцогиня Альба в белом», 1795 год Местонахождение: Дворец Лирия, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Герцогиня Альба в белом», 1795 год
Местонахождение: Дворец Лирия, Мадрид, Испания

Картины, порождённые романом

Женщина страстная и пылкая, она влюбилась в мастера, который с помощью картин сумел обессмертить её грациозность и красоту. А ведь в ту пору Гойя был глухим, да и возраст его мало подходил для соответствия романтическому образу – ему было хорошо за пятьдесят! Но Каэтану не останавливали эти предрассудки.

До наших дней сохранилась одна из самых известных работ Франсиско Гойи – «Маха обнажённая». Говорили, что для приличия живописец «приставил» голову герцогини к другому телу, но это, скорее всего, были попытки обелить себя перед инквизицией, которая стала уж очень пристально присматриваться к испанскому мастеру. Не возникает сомнений, что Гойя изобразил свою возлюбленную, так сказать, в полном варианте, а не только голову.

Франсиско Гойя «Маха обнажённая», между 1795 и 1800 годами Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Маха обнажённая», между 1795 и 1800 годами
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

При изучении архива живописца было обнаружено много рисунков обнажённой герцогини Альбы. Это явно указывает на то, что между женщиной и художником был бурный роман. А ещё на одном из известных портретов Каэтаны можно заметить кольца на её руках.

На одном написано «Альба», а на другом – «Гойя». Уж это ли не доказательство сильной любви, которая полыхала между мастером и его аристократичной «натурщицей». Даже болезнь не могла охладить страсти мастера, который лишь теперь ощутил истинное наслаждение от жизни. В одном из своих писем близкому другу он признавался:

«Теперь наконец я знаю, что значит жить!»

Однако молодая герцогиня не отличалась верностью – её пылкая натура требовала новых увлечений. Каэтана несколько раз бросала Гойю, потом возвращалась, потом снова между любовниками случалась размолвка, и всё повторялось. Когда женщина завела роман с военным деятелем, Гойя был глубоко оскорблён. Роман герцогини и художника продолжался семь лет и, как считал сам живописец, эти годы стали самым счастливым временем в его жизни.

Франсиско Гойя «Герцогиня Альба в чёрном», 1797 год Местонахождение: Испаноязычное общество Америки, Нью-Йорк, США
Франсиско Гойя «Герцогиня Альба в чёрном», 1797 год
Местонахождение: Испаноязычное общество Америки, Нью-Йорк, США

Одиночество мастера

Герцогиня ушла в 1802 году – теперь уже навсегда: не от Гойи, а из жизни. Говорили, что Альбу отравили, но Гойя не пытался отыскать истину – он понимал, что возлюбленную всё равно уже не вернуть. Тем временем его состояние здоровья становилось всё хуже. Болезнь заметно прогрессировала, а после смерти жены и женитьбы сына живописец остался совсем один.

Эти одиночество и боль очень заметны на его полотнах, которые в этот период становятся всё мрачнее. В 1819 году художник совсем отошёл от дел и стал затворником в своём загородном доме. Там он расписывал стены с жуткими сценами и пугающими образами. Его безумие требовало выхода, и оно находило его в творчестве. В каждой из этих фресок – глубокая драма, ужас и страдания одинокого заброшенного человека.

Франсиско Гойя «Автопортрет», 1815 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Автопортрет», 1815 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Подарок судьбы

В тот момент Гойя не сомневался, что вот так – в полном одиночестве – проведёт остаток своих дней. Однако он ошибался. Судьба преподнесла ему удивительный «подарок», когда мастер уже был в весьма преклонном возрасте. Однажды, во время редких вылазок из своего дома, живописец встретил женщину, которую звали Леокадия де Вейс.

Очарованный молодой красавицей (она была ровесницей его сына Хавьера), художник снова погрузился в пылкий омут чувств. Между ним и Леокадией вспыхнул роман, который завершился разводом женщины с её первым мужем. Да-да, она предпочла уйти к больному и несчастному художнику! Впрочем, некоторые знакомые считали, что поведение женщины обусловлено исключительно расчётом.

Как бы то ни было, но Гойя и Леокадия достаточно долго прожили вместе. У пары родилась дочь Росарита. Однако о спокойной жизни семейству мечтать не приходилось. Новые власти Испании были негативно настроены в отношении живописца. Франсиско Гойя вместе с Леокадией и маленькой дочерью вынужден был покинуть родину и отправиться во Францию. Мастер поселился в Бордо, где прожил два года.

Однако, затосковав по родине, Гойя решил хотя бы на недолгий период приехать в Мадрид. Увы, послереволюционная Испания испугала живописца. Понимая, что находиться здесь небезопасно, он вынужден был с тяжёлым сердцем покинуть родные места. Тогда он понимал, что оставляет свою страну навсегда.

Франсиско Гойя «Портрет Леокадии де Вейс», между 1819 и 1823 годами Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Портрет Леокадии де Вейс», между 1819 и 1823 годами
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1828 году художник умер в окружении супруги и немногочисленных родственников. Из-за политических потрясений и войн останки живописца лишь в 1919 году смогли перевезти в родную Испанию, которую мастер так любил при жизни. Этот испанский живописец в полной мере познал и вкус наслаждений, и радость любви, и горечь одиночества, и мрак безумия. Всем этим он продолжает делиться с нами со своих полотен – картин странных и порой пугающих, но вызывающих недоумение, восторг или неприязнь – только не равнодушие.

На обложке: Фрагмент картины Висенте Лопеса Портаньи «Портрет Франсиско Гойи», 1826 год. Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий