Традиции саков – таинство погребения и крылатые кони

Традиции народов

От равнин Европы до горных хребтов Азии растянулись бескрайние просторы, на которых некогда властвовали кочевые племена. Традиции саков, племён, что господствовали на этих территориях, демонстрируют, что кочевники жили по своим правилам и законам.

Многие могущественные древние державы опасались вступать в противостояние с саками, поскольку те были мастерами боя в степи. О жестокости и кровожадности этих народов ходили легенды, однако часть их, несомненно, была вымыслом иностранцев, потрясённых бесстрашием и решимостью кочевников. Что же может открыть нам культура давно исчезнувшего народа? Какими были, во что верили саки?

Внешний облик

Сегодня о саках история упоминает лишь как о древних кочевых народах, а рассказать об их жизни могут места захоронений. В них археологи находят ювелирные изделия, предметы быта, оружие, образцы глиняной посуды и ритуальных вещей.

Значительную часть крупных погребений представляют захоронения сакских вождей. Их можно увидеть на территории долин рек Талас, Чу, в Кыргызстане, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Благодаря таким отголоскам древности мы можем составить впечатление о жизни и быте сакского народа.

Если говорить о внешнем облике, то саки, как и многие другие племена, выделялись традиционной одеждой. Она была не только отличительным признаком представителей народности, но и крайне удобным “обмундированием”, использующимся в бою.

Дана Муканова-Хуршудян «Золотой человек. Сака тиграхауда», 2006 год
Дана Муканова-Хуршудян «Золотой человек. Сака тиграхауда», 2006 год

Верхняя одежда воина представляла собой кафтан и штаны. Наряд знатных представителей украшало обильное число золотых предметов. Порой их насчитывалось около трёх сотен на кафтане одного человека.

Многие из них имели ритуальное предназначение. Если посмотреть на изображения, что демонстрируют нам старинные золотые бляшки, можно заметить преобладание образов птиц и, в частности, орла. Это были священные животные, покровители и хранители воинов степей.

Иссыкский золотой человек - останки сакского воина в золотой одежде, V-IV век до н.э. Местонахождение: Государственный музей золота и драгоценных металлов, Нур-Султан, Казахстан
Иссыкский золотой человек – останки сакского воина в золотой одежде, V-IV век до н.э.
Местонахождение: Государственный музей золота и драгоценных металлов, Нур-Султан, Казахстан

От себя хочу предположить, что в древности саки могли отождествлять свой род с орлом-прародителем. Такие явления не были редкостью в первобытном обществе. Но в дальнейшем орёл просто превратился в символ народа.

Обожествление различных животных ярко заметно в ювелирном искусстве саков. Древние обычаи этого народа были неразрывно связаны с почитанием птиц, зверей, растений.

Особенно поклонялись лошадям и львам. Изображения последних встречаются в самых разных ипостасях. С поверхности золотых украшений саков на нас может смотреть как лев в привычном облике, так и некое фантастическое существо, сочетающее человеческие и львиные черты.

Дана Муканова-Хуршудян «Сака парадайя», 2005 год
Дана Муканова-Хуршудян «Сака парадайя», 2005 год

Религиозные традиции саков

Религия в жизни саков занимала одну из доминирующих позиций. Простые воины и могущественные цари были равны перед великими силами, объяснить суть которых люди не могли.

Среди божеств саков особенно выделяются покровители солнца, неба, воды и земли. Как и многие народы древности, кочевники представляли стихии и небесные светила как богов или духов, во власти которых находился человек.

Важнейшую роль в жизни кочевых племён играли ритуалы, связанные с разными этапами жизни человека. Погребальные традиции саков предполагали помощь умершему в перемещении в иной мир.

Курганный некрополь Боралдай, состоящий из 47 курганов сакского периода / megalithica.ru
Курганный некрополь Боралдай, состоящий из 47 курганов сакского периода / megalithica.ru

Народ верил, что и после смерти человек продолжает привычный уклад жизни – только в другом мире. Хоронить следовало в парадной одежде. Если речь шла о погибшем воине, с ним нередко хоронили и лошадь, которая, как считали, могла бы пригодиться ему после смерти.

Этот человек всё равно оставался воином, а потому саки считали, что все необходимые предметы (оружие, конь, боевое облачение) ему обязательно пригодятся в потустороннем царстве.

Что интересно, в отличие от греков, саки не имели чёткого представления о том, что происходит в мире, куда отправляется душа после смерти. Существовало лишь туманное понятие о том, что там всё продолжается, а смерть есть параллель жизни.

Браслеты из могильника Таксай-1,VI-V века до н.э. Местонахождение: Национальный музей, Нур-Султан, Казахстан
Браслеты из могильника Таксай-1,VI-V века до н.э.
Местонахождение: Национальный музей, Нур-Султан, Казахстан

Сакские культы

В религиозных культах саков особенно выделяется почитание солнца и огня. Их считали очищающими силами и источниками жизни. Стихии были священными элементами. При этом весь мир саки разделяли на три основных части. К ним относились нижний мир (подземный), средний (тот, где живут люди) и верхний (мир голубого неба).

Конечно в каждом из миров были свои обитатели и божества. Кроме того, мир делился на четыре угла – правый, левый, передний и задний. Очень ярко это продемонстрировано в головном уборе сакского царевича, найденного в одном из захоронений. На нём изображён четырёхкрылый конь и четыре стрелы, а в центре рисунка располагается солнце. Именно так саки представляли нашу Вселенную.

Крылатый и рогатый получеловек-полулев, пазырыкская культура, V век до н.э. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Крылатый и рогатый получеловек-полулев, пазырыкская культура, V век до н.э.
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Почитание солнца было связано и с обожествлением коней. Согласно легендам, могущественный бог Митра выезжал на четвёрке лошадей, причём к ним имели отношение божества Сурья, Яма, Агни, Индра.

А вот порядок движению солнечной колесницы устанавливали другие священные животные – орлы. Подобные верования встречаются у многих иранских и индийских народностей. Саки заимствовали ряд схожих традиций, несколько переиначив их, но сохранив первоначальную основу.

Золотые олени из кургана Тарбагатайского археологического ряда, VI-V века до н.э. Местонахождение: Национальный музей, Нур-Султан, Казахстан
Золотые олени из кургана Тарбагатайского археологического ряда, VI-V века до н.э.
Местонахождение: Национальный музей, Нур-Султан, Казахстан

Кочевые племена оставили о себе немало интересных напоминаний, большая часть которых находится в древних гробницах. Традиции саков в значительной степени остаются загадкой для историков, но нельзя исключать, что новые открытия помогут лучше понять этот народ. Саки были грозными воинами, суровыми властителями степей, что сумели создать особенную “кочевую” культуру, которая благодаря археологам известна и современному человеку.

На обложке: © Alexander Deruchenko «Похороны скифского царя» / artstation.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий