Традиции народа коми — лесные христиане без Бога и дьявола

Традиции народов

Многие народы России не перестают удивлять нас своими самобытными обычаями и культурой. Таким примером являются и северные племена коми или коми-пермяков, что сегодня проживают в Республике Коми. Когда-то их родина называлась Пермью Вычегодской.

Издавна населяя богатые леса, коми сформировали собственную культуру и ремёсла, в основе которых было единство с природой. Многие деревянные предметы быта и украшения коми стали произведениями народного искусства, однако мне хотелось бы остановиться на необыкновенных традициях этого народа. Другим жителям России они нередко кажутся удивительными и необычными.

От рождения до смерти

Исследователи разделяют обряды коми на три основных группы. Это обычаи, связанные с рождением ребёнка, свадебные традиции и погребально-поминальные ритуалы. Как видите, в таком цикле отражена вся жизнь человека, где выделены главные её этапы.

Когда в семье происходило пополнение, коми называли новорожденного «чурка», что означало его связь с предками (в старину на Руси предков называли пращурами). Подобное «имя» должно было защитить малыша в первые дни жизни, ведь все представители его рода вместе с родителями радовались его рождению. Кроме того, коми верят, что душа предка может возродиться в младенце, а значит, человек снова возвращается из мира мёртвых.

Брак – дело серьёзное

Свадьба издавна считалась у коми священным ритуалом, к которому важно было тщательно подготовиться. Как и всякий немногочисленный народ, коми считали плодовитость основой счастливой семьи. Детей должно быть много, а чтобы такое пожелание свершилось, проводили ряд действий.

Символом плодородия и богатства считалась овца, а потому жених и невеста во время торжества восседали на овечьей шкуре. Перед венчанием невеста обязательно сажала себе на колени соседского ребёнка – так она просила высшие силы послать ей много здоровых детей.

Хочу отметить тщательность, с которой коми подходили к заключению брака. По традиции после сватовства представители каждой из сторон старались выяснить, не было ли в роду, с которым им предстояло породниться, душевнобольных или умственно отсталых. Всё это делалось ради здоровья новых поколений, а значит, ради будущего.

Группа селян коми-зырян, начало XX века
Группа селян коми-зырян, начало XX века

Два разных мира

Похоронные обряды коми, на мой взгляд, в большинстве своём были заимствованы у русских, с которыми коми роднит и территория проживания, и общая история. В доме умершего завешивались все окна и зеркала, любые предметы с отражающей поверхностью. Особенную роль во время похорон играли ветви сосны или ели. Деревья эти считались посредниками между двумя мирами, а потому и гробы, и венки делались чаще всего именно из них.

Православная вера стала господствующей у коми ещё в XV-XVI веках, что подчинило большинство обрядов и праздников христианскому мировоззрению. Тем не менее, языческие верования сильны у коми и поныне. Даже сегодня в северных районах Республики Коми можно увидеть людей, отправляющихся на кладбища с корзинами, нагруженными продуктами, украшениями и предметами быта. Коми верят, что их умершие родственники нуждаются в подарках, что необходимо приносить хотя бы раз в год. И если подношением в виде пищи или молока уже никого не удивишь, то коми часто «дарят» предкам расшитые платки, резные украшения из дерева, пояса, отрезы ткани.

Не меньше меня удивило и другое: оказывается, коми называют Бога и дьявола совсем не так, как мы. Помня о вере предков, бога-создателя коми именуют Ене, а его противоположность, тёмного демона – Куле. В этом народе и поныне живут мифы о противостоянии двух божеств, одно из которых стремилось созидать, другое – разрушать.

Помощниками «дьявола» Куле часто выступают «чуды» – злые духи, что часто вредят людям. А вот в лесах живут как злые, так и добрые невидимые создания. Их коми считали духами различных стихий и растений. У деревьев, домов, воды и земли были свои покровители, которые могли помочь доброму и искреннему человеку в беде. Обман и хитрость духи не признавали, а потому за эти качества можно было дорого поплатиться, оказавшись один-на-один с лесным властителем.

Веселье перед сенокосом

В трудах М.М.Громыко, П.А.Сорокина рассказывается о традиционных праздниках коми. Как отмечают эти учёные, многие обычаи коми окончательно сформировались к XIX веку, а среди них стоит выделить сельскохозяйственные обряды.

Увы, сейчас многие их них ушли в прошлое, однако некоторые праздники всё ещё живы. Одним из таких является Речкей, что ежегодно проводится в Сыктывдинском районе. Посвящён праздник началу сенокоса, а во время его проведения участники показывают каждый этап сложных полевых работ. Косари готовятся к выходу в поле, обвязывая себя травяными поясами и произнося различные заговоры от боли в руках и спине, для крепости духа и тела.

После проведенных обрядов и пира люди отправляются на сенокос, а шествие сопровождается бодрыми песнями и танцами. Мне кажется, Речкей – не только празднество, но и превосходный вариант моральной подготовки к тяжёлому труду. Согласитесь, начинать многодневный сенокос гораздо веселее в такой атмосфере единства, радости и поддержки.

Коми-зыряне
Коми-зыряне

Коми в полной мере осознают, насколько ценны их обычаи и культурное наследие, полученное от предков. Именно поэтому сегодня в их республике активно действуют организации, кружки народных ремёсел и фольклора, целью которых является сохранение многовековых традиций своей родины. Приятно замечать всё больше молодёжи в рядах борцов за сохранение культуры коми, ведь это значит, что такие интересные и самобытные обряды и традиции никогда не будут забыты.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий