Совсем не пара – герои картины «Неравный брак» Василия Пукирева

Искусство

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева произвела фурор в свое время. Все потому, что художник не побоялся поднять в своем творчестве тему несправедливости и бесправия. Впрочем, эта тема была близка и самому Пукиреву.

Пороки общества

В прошлые столетия никого не удивляли браки по расчету. Бедные родственники охотно продавали молоденьких дочерей, внучек и племянниц богатым престарелым женихам.  Все ради наживы. До чувств и поломанных судеб самих девушек никому не было дела.

Проблема неравных браков назревала в обществе давно, но ее старательно замалчивали вплоть до первой половины XIX в. Пока в 1861 г. наконец-то не был принят указ Священного Синода, который осуждал браки с большой разницей в возрасте между супругами.

Однако творческие люди любые пороки общества чувствуют глубже и острее, чем другие. Не случайно, например, уже в 30-х гг. XIX в. начинают появляться такие близкие по тематике произведения, как «Дубровский», «Гроза» или «Бесприданница». Впрочем, простой народ тоже все прекрасно чувствовал. Страдания молодой невесты, например, нередко отображались в народных песнях и преданиях.

Василий Владимирович Пукирев «Автопортрет», 1868 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Владимирович Пукирев «Автопортрет», 1868 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Гений одной картины

Написание картины «Неравный брак» совпало по времени с вышеупомянутым указом Синода. Василий Пукирев закончил работу практически сразу после окончания Московского училища живописи. В 1863 г. полотно было представлено на Академической выставке и произвело настоящий фурор. Картина привлекла внимание общественности и вызвала в прессе нешуточную полемику на тему власти денег и отношения автора к ней.

Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1862 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Неравный брак» – лучшая картина Василия Пукирева. Этот шедевр принес ему настоящую славу, но и одновременно стал вершиной его творчества. Впрочем, и одного шедевра хватило, чтобы искусствоведы десятилетия работали над разгадыванием всех шифров и тайн картины.

Герои картины

В центре композиции находится жених, который в первый же момент притягивает к себе внимание. Он надменно взирает на молодую невесту и, кажется, раздраженно что-то шепчет ей. Престарелый жених совсем не прост, как может показаться на первый взгляд.

Если разглядеть за ним и за священником двух старых женщин, то становится понятно, что для него это уже третий брак. Женщины выглядят устрашающе. На их головах венки как у невесты. На одной из старух надета белая простыня – погребальный саван. Искусствоведы увидели в героинях бывших невест старика, пришедших с того света. То есть он уже дважды вдовец. Оттого еще трагичнее и печальнее выглядит участь молодой невесты. Даже священник словно преклоняется перед ней, принимая ее жертву.

Если разглядеть за престарелым женихом и за священником двух старых женщин, то становится понятно, что для него это уже третий брак, а эти дамы - призраки его покойных жён
Если разглядеть за престарелым женихом и за священником двух старых женщин, то становится понятно, что для него это уже третий брак, а эти дамы – призраки его покойных жён

История любви

Но, конечно, наибольший интерес вызывает центральная фигура картины – очаровательная молодая девица. Она покорно тянет пальчик к священнику, чтобы надеть кольцо. На ее лице нет радости. Кажется, она вот-вот расплачется.

Если старик – это скорее собирательный образ, то у невесты есть конкретный прототип. Ею является Прасковья Варенцова, возлюбленная самого художника и его несостоявшаяся невеста. Василий Пукирев сам происходил из крестьянской семьи, поэтому отлично знал, какими бесправными являются простые люди перед теми, у кого есть деньги.

Прасковью выдали замуж за старого князя. Женщина была несчастна в браке, после смерти мужа долгое время жила в Москве и скончалась в богадельне. Эту версию подтвердил найденный в 2002 г. рисунок постаревшей Варенцовой. Надпись на рисунке гласит: «Если разглядеть за ним и за священником двух старых женщин, то становится понятно, что для него это уже третий брак, с которой 44 года назад художник написал свою известную картину «Неравный брак».  Сам художник изобразил себя в образе статного мужчины за спиной невесты.

Впрочем, долгое время существовала и другая версия. В основу сюжета легла история несчастной любви, которая приключилась с другом художника предпринимателем Сергеем Варенцовым. Он был влюблен в девушку, но она вышла замуж за человека, который был старше ее на 13 лет. Несостоявшийся жених был приглашен на венчание в качестве шафера. Его-то и изобразил Пукирев на картине. Но когда сам приятель узнал об этом, он был так разгневан, что художник исправил картину и придал мужской фигуре свое лицо.

Владимир Дмитриевич Сухов «Прасковья Матвеевна Варенцова», 1907 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Дмитриевич Сухов «Прасковья Матвеевна Варенцова», 1907 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина «Неравный брак» оставила заметный след не только в искусстве, но и в обществе. Как выразился Илья Репин, она подпортила кровь не одному престарелому генералу. Произошел даже удивительный случай, когда историк Костомаров после демонстрации картины отказался жениться на молодой девушке.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий