«Сотворение Адама» – что “зашифровал” в своём шедевре Микеланджело?

Искусство

Одна из самых притягательных и ярких фресок Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама», созданное руками великого мастера Микеланджело Буонарроти. Она входит в композицию из девяти фрагментов, расположенных в центре потолка капеллы и посвящена одному из самых известных библейских сюжетов.

Искусствоведы считают, что «Сотворение Адама» является вершиной творчества Микеланджело, ведь в нём он сумел отразить и многолетний опыт, и особое видение мира, образов, эмоций, что гениально передал в своей работе. Как же создавалось «Сотворение Адама»? Что открывает нам история мастера и его знаменитой фрески?

История фрески

По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.

Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».

Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.

Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.

Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным "виновником" создания шедевра Микеланджело
Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным “виновником” создания шедевра Микеланджело

Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.

От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:

“Я получил за труд лишь зоб, хворобу

да подбородком вклинился в утробу,

грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу,

полез к горбу; и дыбом – борода;

а с кисти на лицо течёт бурда,

рядя меня в парчу, подобно гробу…”.

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годами Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия
Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годами
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия

Роспись Сикстинской капеллы действительно оказалась страшным испытанием для мастера, здоровье которого было подорвано, однако она оставила нам бессмертные творения, что вошли в список гениальных шедевров человечества.

Образы «Сотворения Адама»

“И сотворил Бог человека по образу Своему”.

Именно этот библейский эпизод Ветхого Завета иллюстрируется в гениальной работе мастера. События, описанные одним предложением, открываются нам ярчайшей историей, написанной кистью Микеланджело.

Саму композицию творения можно условно разделить на две части. В верхней правой части фрески находится сам Бог. Это седовласый старец, в котором, несмотря на почтенный возраст, чувствуется невероятная физическая сила.

На мой взгляд, его внешность и одежды созданы в античной манере, что была близка Микеланджело. Создаётся впечатление, будто Бог только что вышел из далёких времён Древней Греции, чтобы вступить в новую эпоху.

Здание Сикстинской капеллы Ватикан, Рим, Италия / © Stefano Petroni / holidaygid.ru
Здание Сикстинской капеллы Ватикан, Рим, Италия / © Stefano Petroni / holidaygid.ru

Рядом с Творцом – сонм ангелов, которые создают “воздушность” изображения. Красные драпировки рядом с Богом усиливают впечатление силы и власти.Не возникает сомнений в могуществе изображённого человека, даже если не знать, чей образ воплощён мастером.

Левая нижняя часть фрески – изображение Адама. Это прекрасный юноша, что протягивает к Господу свою руку. В положении пальцев, самом этом простом жесте чувствуется элемент неуверенности, слабости. Силы Адама ещё не разбужены, он пока не чувствует и не осознаёт своих возможностей.

Но мы понимаем, что вскоре он ощутит энергию, “искру”, заложенную в нём. Руки Бога и Адама почти касаются и, без сомнения, в миг соприкосновения произойдёт завершения акта творения.

В положении пальцев, кисти руки чувствуется элемент неуверенности, слабости, но могучая рука творца словно вливает жизненную энергию в Адама, протягивающего к Господу свою руку
В положении пальцев, кисти руки чувствуется элемент неуверенности, слабости, но могучая рука творца словно вливает жизненную энергию в Адама, протягивающего к Господу свою руку

Тайны и предположения

«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.

Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека
Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека

Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?

Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.

Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга
Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга

«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий