Скульптура – не просто один из видов изобразительного искусства. Это – необыкновенная форма передачи идеи мастера, истинное волшебство, при котором неживой предмет, бесформенное сырьё превращается в нечто “одушевлённое” и прекрасное.
Поскольку скульптура существует не на плоскости, а в трёхмерном пространстве, она даёт возможность авторам сделать образ более ярким и выразительным.
Однако не стоит забывать, что это – сложнейшая разновидность искусства. А какой может быть скульптура? Какие её жанры и разновидности выделяют специалисты? Я предлагаю получше познакомиться с принципами ваяния – одного из самых интересных и древних видов искусства.
Немного истории
Сказать о том, когда появились первые скульптуры, созданные руками человека, попросту невозможно. Свои умения в области ваяния люди стали проявлять ещё в древнейшие времена.
Считается, что таким образом они хотели выразить свои представления, сохранить память об облике божеств или определённых явлений. Несомненно, первые скульптуры были связаны с религиозными культами.
В дальнейшем скульптуры стали приобретать всё более чёткие формы, реалистичность и гармонию в своём воплощении. Однако религия по-прежнему оставалась господствующим направлением в деятельности ваятелей.
Вспомните о знаменитых статуях Древней Греции или Древнего Египта. Практически все они посвящены божествам или царям, которых считали воплощением богов.
Материалы
Постепенно менялся и материал, что использовало большинство скульпторов. Впрочем, у мастеров существовали и личные предпочтения. Мы привыкли, что скульптура – это произведение искусства из камня, но далеко не всегда для создания неповторимого образа использовали мрамор или другие разновидности минералов.
Не менее популярным материалом является бронза. И если мрамор прекрасно подходит для создания нежных линий и форм, то бронзовые изваяния могут в полной мере запечатлеть динамику и энергию. Неспроста многих древних героев античные мастера отливали из бронзы, что подчёркивала мужественность и движение.
А вот одним из самых древних материалов стало дерево. Им пользовались ещё на заре существования человечества. Особое уважение к деревянным скульптурам было и в Средние века, а в эпоху Ренессанса деревянными творениями нередко украшали кафедры церквей и соборов.
Единственным минусом таких изделий стала их недолговечность, из-за чего многие знаменитые творения, описанные в источниках, современные люди так и не смогли увидеть. Помимо этого, распространёнными были изваяния из драгоценных металлов, искусственного камня и стекла.
Разновидности скульптуры
Каждая скульптура имеет своё предназначение. Одна напоминает нам о грозном божестве, некогда существовавшей в религии народа, другая заставляет задуматься о вполне “приземлённых” вещах, а третья и вовсе открывает нам какой-нибудь известный сюжет. Специалисты условно разделяют скульптуры на три разновидности: монументальную, монументально-декоративную и станковую.
Если говорить о первом виде, монументальной скульптуре, то сразу стоит отметить: такие творения должны иметь прямую связь с городской средой или местностью, где установлены, её историей.
Мастер здесь старается передать идею, что будет ясна жителям данной местности. К монументальному типу относится большинство памятников, которые мы знаем. Самым известным примером изваяния такого типа является скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В.Вучетича и Н.В.Никитина.
Монументально-декоративные творения выполняют несколько иную функцию. Их главное предназначение – украшение определённого объекта (здания, фонтана), но при этом подчёркивается масштабность и величие замысла автора. Ярким примером являются все виды садово-парковой скульптуры.
Но, пожалуй, самым известным вариантом монументально-декоративной разновидности ваяния стали атланты, установленные на крыльце перед главным входом в Новый Эрмитаж.
Но если предыдущие два вида зависят от окружающей обстановки и связаны с ней, то станковая скульптура принадлежит к совершенно “свободному” типу. Она может быть выполнена в натуральном или уменьшенном размере, нередко исполняет декоративную функцию, однако совершенно не связана с местностью или местом, где находится.
Это – свободный замысел художника. Самый распространённый тип станковой скульптуры – портрет, поскольку такой вариант позволяет зрителю рассмотреть персонажа со всех сторон, а значит, и создать своё впечатление о нём.
Формы
Скульптуры могут иметь различную форму. Мастера выделяют две главных разновидности: рельефная и круглая. Последний вариант может ввести в заблуждение, вызвав ассоциации с шаром, но это не так.
К круглым изваяниям относятся все те, которые можно обойти с трёх сторон и осмотреть. А вот рельеф предполагает изображение, задняя часть которого представляет плоскую поверхность. При этом в горельефе на переднем плане фигуры выступают наполовину, в барельефе – немного меньше, а в контррельефе и вовсе словно “утоплены” в камне.
Скульптура как вид искусства уже давно стала частью нашей жизни. Мы видим их в городских парках и на площадях, они украшают фасады зданий и внутреннее убранство помещений. Изваяния всегда добавляют красоты и осмысленности, создают неповторимый стиль и колорит. А главное – за каждым из этих творений кроются кропотливый труд, неповторимый замысел, воображение и талант мастера.