Скульптура – искусство “оживления” камня

Искусство

Скульптура – не просто один из видов изобразительного искусства. Это – необыкновенная форма передачи идеи мастера, истинное волшебство, при котором неживой предмет, бесформенное сырьё превращается в нечто “одушевлённое” и прекрасное.

Поскольку скульптура существует не на плоскости, а в трёхмерном пространстве, она даёт возможность авторам сделать образ более ярким и выразительным.

Однако не стоит забывать, что это – сложнейшая разновидность искусства. А какой может быть скульптура? Какие её жанры и разновидности выделяют специалисты? Я предлагаю получше познакомиться с принципами ваяния – одного из самых интересных и древних видов искусства.

Немного истории

Сказать о том, когда появились первые скульптуры, созданные руками человека, попросту невозможно. Свои умения в области ваяния люди стали проявлять ещё в древнейшие времена.

Считается, что таким образом они хотели выразить свои представления, сохранить память об облике божеств или определённых явлений. Несомненно, первые скульптуры были связаны с религиозными культами.

Скульптура - искусство “оживления” камня
Антуан Луи Бари «Лев и змея», 1835 год
Местонахождение: бронза, Лувр, Париж, Франция

В дальнейшем скульптуры стали приобретать всё более чёткие формы, реалистичность и гармонию в своём воплощении. Однако религия по-прежнему оставалась господствующим направлением в деятельности ваятелей.

Вспомните о знаменитых статуях Древней Греции или Древнего Египта. Практически все они посвящены божествам или царям, которых считали воплощением богов.

Стела Ипи, Древний Египет, вторая половина XIV в. до н.э., известняк
Стела Ипи, Древний Египет, вторая половина XIV в. до н.э., известняк

Материалы

Постепенно менялся и материал, что использовало большинство скульпторов. Впрочем, у мастеров существовали и личные предпочтения. Мы привыкли, что скульптура – это произведение искусства из камня, но далеко не всегда для создания неповторимого образа использовали мрамор или другие разновидности минералов.

Не менее популярным материалом является бронза. И если мрамор прекрасно подходит для создания нежных линий и форм, то бронзовые изваяния могут в полной мере запечатлеть динамику и энергию. Неспроста многих древних героев античные мастера отливали из бронзы, что подчёркивала мужественность и движение.

Грегор Эрхарт «Святая Мария Магдалина», начало XVI век, липа Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Грегор Эрхарт «Святая Мария Магдалина», начало XVI век, липа
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

А вот одним из самых древних материалов стало дерево. Им пользовались ещё на заре существования человечества. Особое уважение к деревянным скульптурам было и в Средние века, а в эпоху Ренессанса деревянными творениями нередко украшали кафедры церквей и соборов.

Единственным минусом таких изделий стала их недолговечность, из-за чего многие знаменитые творения, описанные в источниках, современные люди так и не смогли увидеть. Помимо этого, распространёнными были изваяния из драгоценных металлов, искусственного камня и стекла.

Материалом для создания скульптур могут стать даже растения / 4tololo.ru
Материалом для создания скульптур могут стать даже растения / 4tololo.ru

Разновидности скульптуры

Каждая скульптура имеет своё предназначение. Одна напоминает нам о грозном божестве, некогда существовавшей в религии народа, другая заставляет задуматься о вполне “приземлённых” вещах, а третья и вовсе открывает нам какой-нибудь известный сюжет. Специалисты условно разделяют скульптуры на три разновидности: монументальную, монументально-декоративную и станковую.

Если говорить о первом виде, монументальной скульптуре, то сразу стоит отметить: такие творения должны иметь прямую связь с городской средой или местностью, где установлены, её историей.

Е.В.Вучетич, Н.В. Никитин Знаменитая скульптура Родина-мать зовёт, 1959-1967 годы Местонахождение: Волгоград, Россия
Е.В.Вучетич, Н.В. Никитин Знаменитая скульптура Родина-мать зовёт, 1959-1967 годы
Местонахождение: Волгоград, Россия

Мастер здесь старается передать идею, что будет ясна жителям данной местности. К монументальному типу относится большинство памятников, которые мы знаем. Самым известным примером изваяния такого типа является скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В.Вучетича и Н.В.Никитина.

Монументально-декоративные творения выполняют несколько иную функцию. Их главное предназначение – украшение определённого объекта (здания, фонтана), но при этом подчёркивается масштабность и величие замысла автора. Ярким примером являются все виды садово-парковой скульптуры.

Но, пожалуй, самым известным вариантом монументально-декоративной разновидности ваяния стали атланты, установленные на крыльце перед главным входом в Новый Эрмитаж.

Но если предыдущие два вида зависят от окружающей обстановки и связаны с ней, то станковая скульптура принадлежит к совершенно “свободному” типу. Она может быть выполнена в натуральном или уменьшенном размере, нередко исполняет декоративную функцию, однако совершенно не связана с местностью или местом, где находится.

Это – свободный замысел художника. Самый распространённый тип станковой скульптуры – портрет, поскольку такой вариант позволяет зрителю рассмотреть  персонажа со всех сторон, а значит, и создать своё впечатление о нём.

Скульптор А. И. Теребенёв, проект Лео фон Кленце . Атланты у главного входа в Новый Эрмитаж, 1842-1851 годы Местонахождение: Санкт-Петербург, Россия
Скульптор А. И. Теребенёв, проект Лео фон Кленце . Атланты у главного входа в Новый Эрмитаж, 1842-1851 годы
Местонахождение: Санкт-Петербург, Россия

Формы

Скульптуры могут иметь различную форму. Мастера выделяют две главных разновидности: рельефная и круглая. Последний вариант может ввести в заблуждение, вызвав ассоциации с шаром, но это не так.

К круглым изваяниям относятся все те, которые можно обойти с трёх сторон и осмотреть. А вот рельеф предполагает изображение, задняя часть которого представляет плоскую поверхность. При этом в горельефе на переднем плане фигуры выступают наполовину, в барельефе – немного меньше, а в контррельефе и вовсе словно “утоплены” в камне.

Рельеф с Ашшурбанипалом, убивающим льва, 645-635 гг. до н. э. Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
Рельеф с Ашшурбанипалом, убивающим льва, 645-635 гг. до н. э.
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Скульптура как вид искусства уже давно стала частью нашей жизни. Мы видим их в городских парках и на площадях, они украшают фасады зданий и внутреннее убранство помещений. Изваяния всегда добавляют красоты и осмысленности, создают неповторимый стиль и колорит. А главное – за каждым из этих творений кроются кропотливый труд, неповторимый замысел, воображение и талант мастера.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий